Как и из чего складывается инвестиционный климат Крыма

| статьи | печать

В Ялте (в Республике Крым) прошла международная научно-практическая конференция «Инвестиционный климат Крыма», организованная журналом «Мужская работа» при поддержке Союза журналистов Москвы. Информационным партнером стала газета «эж-ЮРИСТ».

К работе в конференции «Инвестиционный климат Крыма» удалось привлечь как практиков, так и теоретиков: предпринимателей, не понаслышке знающих всю специфику ведения бизнеса в Крыму, и ученых, способных концептуально и всесторонне оценить ситуацию. Почетным гостем конференции стал архиепископ Женевский и Западноевропейский РПЦЗ Михаил (Донсков), отметивший, что единство народа поможет преодолеть все преграды, привлечь инвестиции и успешно реализовать все задуманные проекты.

«Долгие годы инвестиционные потоки обходили Крымский полуостров стороной, что не способствовало росту деловой активности и развитию новых проектов на этой территории. Крым выживал за счет эксплуатации постепенно разрушающейся инфраструктуры советского времени», – констатировал генеральный директор, главный редактор журнала «Мужская работа» Н. Кузнецов, подчеркнув, что воссоединение с Россией вселило в крымчан надежду на изменение ситуации в лучшую сторону.

Участвующий в конференции глава администрации города Ялты А. Ростенко сообщил, что Ялта является наиболее привлекательным регионом Крыма для вложения инвестиций. По его словам, «во времена Украины мы столкнулись с потребительским отношением и мало знали, что такое инвестиции. Даже те немногие финансовые средства, которые вкладывались в развитие региона, шли в основном из России». После воссоединения с Российской Федерацией, согласно его оценке, инвестиционные проекты стали реализовываться активнее. Признавая наличие различных недоработок во взаимодействии власти и бизнеса, он отметил, что «мы быстро учимся», а ситуация постоянно находится на контроле.

«Глава Республики Крым Сергей Аксенов делает все для того, чтобы процедура вложения инвестиций была прозрачной, упрощенной и доступной для инвесторов», – подчеркнул А. Ростенко. Спикер также рассказал, что на основании единого Порядка рассмотрения обращений инвесторов и заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, утвержденного Советом министров РК, администрацией города Ялты подготовлены 125 заключений о возможности и целесообразности реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования с учетом их актуальности, целесообразности и значимости. «В основном это проекты, касающиеся реконструкции предприятий санаторно-курортной отрасли, строительства гостиничных комплексов, объектов рекреации, жилищных комплексов и других объектов сферы обеспечения жизнедеятельности региона», – уточнил руководитель города.

По состоянию на 1 января уже одобрено 19 инвестиционных проектов для реализации на территории муниципального образования «Городской округ Ялта» с общим объемом инвестиций 10 885 642,02 тыс. руб. Все они находятся на первоначальной стадии реализации, связанной с оформлением договоров аренды земельных участков, предоставляемых инвесторам в долгосрочную аренду – от 10 до 25 лет. «Общая площадь земельных участков, планируемых под реализацию инвестиционных проектов, составляет более 55 га», – сказал А. Ростенко, уточнив, что эта площадь может измениться после утверждения генерального плана муниципального образования «Городской округ Ялта». По словам главы администрации, планируется создать порядка 1000 новых рабочих мест. Приоритетное право трудоустройства будет принадлежать местным жителям, что будет способствовать улучшению ситуации на рынке труда и обеспечению занятости населения муниципального образования. В качестве примера глава администрации привел проект по созданию современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, гостиничного комплекса и детского санатория. Общий объем инвестиций по проекту составляет 1 150 000,0 тыс. руб. Планируемое создание рабочих мест – 335.

Однако, пока генеральный план отсутствует, у инвесторов складывается непростая ситуация с регистрацией и оформлением не только строящихся, но и уже построенных объектов. Заместитель главного редактора газеты «эж-ЮРИСТ» Н. Яшина обратила внимание на то, что, пока субъекты хозяйственных правоотношений Крыма в полной мере не адаптировались к законодательству и судебной системе РФ, не стали чувствовать себя уверенно в правовом поле Российской Федерации, продвижение новых проектов на территории полуострова не будет таким активным, как хотелось бы.

По словам сопредседателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председателя правления Фонда «Ялтинский международный экономический форум», сопредседателя организационного комитета А. Назарова, «в рамках Российского инвестиционного форума состоялся ряд деловых встреч, предваряющих подписание инвестиционных соглашений на Ялтинском международном экономическом форуме. Планируем, что по итогам Ялтинского форума будет подписан ряд соглашений с международными инвестиционными компаниями, в частности с турецким бизнесом. Очевидно, что Крым ждет инвестиционный бум после того, как будут завершены реализующиеся сейчас крупные инфраструктурные проекты».

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого должны были урегулироваться вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). И если организационные проблемы всех этих сфер достаточно быстро были решены (хозяйствующие субъекты и госорганы были четко встроены в финансовую систему России, для осуществления правосудия были созданы суды, укомплектованы квалифицированными кадрами), то освоение новых требований законодательства, изменение правосознания, информационно-просветительская деятельность требуют гораздо больше времени и усилий: граждане, юридические лица и представители власти не смогли мгновенно адаптироваться к новым законам, особенностям и нюансам российского права. Так, участники правоотношений зачастую неправильно определяют характер этих правоотношений, соответственно неправильно определяют суд, в котором следовало бы защищать свои права (Определение ВС РФ от 25.03.2016 № 310-КГ16-3077 по делу № А83-2233/2014. Требование: о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным постановления о выкупе имущества для нужд Республики Крым. Решение: в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, производство по делу прекращено правомерно, поскольку настоящий спор вытекает из административных, публично-правовых отношений и подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции исходя из субъектного состава участников спора).

Не могут быстро и правильно сориентироваться в применении норм права не только граждане, но и чиновники. Так, Управление имущественных и земельных отношений города Севастополя неправильно применило нормы Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому арендатор может выкупить арендуемое государственное или муниципальное имущество. Одним из условий реализации права предпринимателей на этот выкуп является то, что по состоянию на 1 июля 2015 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества. Представители городской власти ошибочно посчитали, что двухлетний срок должен отсчитываться с момента вхождения Крыма в состав РФ. Но суды призналы их действия незаконными. Суды сделали верный вывод о том, что, коль скоро заявитель правомерно пользуется арендованным имуществом с 19 апреля 2011 года, для целей применения законодательства Российской Федерации к указанной категории сделок факт владения и пользования недвижимым имуществом в период нахождения города Севастополя в составе Украины порождает за собой правовые последствия без каких-либо ограничений гражданских прав для сторон данных сделок. Арендуя государственное имущество более двух лет, заявитель вправе был обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган о выкупе данного имущества по правилам, предусмотренным нормами Закона № 159-ФЗ (Постановление Арбитражного суда ЦО от 27.06.2016 № Ф10-1512/2016 по делу № А84-1730/2015).

Одним из наболевших для крымчан является вопрос о чистоте улиц городов и населенных пунктов. Органы власти усиленно борются с нарушителями, выбрасывающими мусор в непредназначенных для этого местах, загрязняя территорию. Но не всегда эта борьба бывает эффективной, потому что незнание правовых особенностей привлечения к ответственности за подобные правонарушения тормозит процесс. Приведем опять пример из судебной практики. Сотрудниками отдела оперативного реагирования и экологической безопасности Управления государственного экологического надзора в ходе осмотра территории пгт Грэсовский и пгт Аэрофлотский городского округа Симферополь на предмет соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами потребления выявлено несанкционированное складирование отходов на земельном участке, расположенном приблизительно в 20 м от р. Салгир между ул. Энергетиков и кафе «Парковое» пгт Грэсовский городского округа Симферополь.

По результатам осмотра составлен акт планового (рейдового) осмотра, по данному факту в отношении Муниципального унитарного предприятия «Экоград» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, предприятие было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Но суды признали ошибочными действия административного органа. Как оказалось, предприятие взяло на себя обязанность по санитарной очистке улиц, в том числе сбору и вывозу мусора с дорог и тротуаров и очистке от случайного мусора газонов, полян, клумб согласно перечню улиц г. Симферополя и их графику уборки на 2015 год. В приложении № 1 к договору № 3 сторонами договора был согласован график (кратность) уборки улиц города Симферополя на 2015 год. В марте 2015 года предприятие выполнило взятые на себя обязательства по санитарной очистке улиц города Симферополя согласно условиям договора № 3 и оговоренному графику, что подтверждается Актом выполненных услуг от 08.04.2015 № 16, подписанным без замечаний представителями заказчика и исполнителя и скрепленным печатями сторон. Учитывая все это, суды признали ошибочным привлечение к ответственности предприятия.

На инвестиционном форуме в Сочи глава Республики Крым С. Аксенов провел презентации инвестиционного потенциала республики и Ялтинского международного экономического форума. С. Аксенов выразил уверенность, что дальновидные представители бизнеса уже сегодня представляют Крым без санкций и готовят почву для инвестиций. «Важным инструментом в плане продвижения инвестиционного потенциала Крыма является Ялтинский международный экономический форум (ЯМЭФ). В этом году он пройдет уже в третий раз – с 20 по 22 апреля. Только за прошлый год, в том числе и благодаря Ялтинскому международному экономическому форуму, Крым посетили 47 иностранных бизнес-делегаций из Италии, Китая, Греции, государств Южной Азии, европейских стран», – сказал глава Крыма.

Ожидается, что в 2017 году ЯМЭФ станет еще более представительным по количеству участников и уровню дискуссий. Если в 2016 году приехали 70 представителей из 26 стран, то в 2017 году в Ялте соберутся не менее 250 представителей международного бизнес-сообщества из 40 стран.

В ходе судебного разбирательства установлено, что несанкционированная свалка отходов потребления образовалась в результате несоблюдения экологических и санитарных требований иными хозяйствующими субъектами. Учитывая изложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что МУП муниципального образования «Городской округ Симферополь Республики Крым» «Экоград» не должно нести административную ответственность за противоправные действия, совершенные другими лицами (Постановление Арбитражного суда ЦО от 09.03.2016 № Ф10-5240/2015 по делу № А83-2005/2015).

Можно привести еще много примеров, обнажающих проблемы правоприменения на территории Крыма. Однозначно, что для преодоления ситуации необходима качественная информационная поддержка всех субъектов правоотношений в данном регионе.

У Крыма хорошие перспективы в сфере развития туристического бизнеса, который, по мнению руководителя центра экономических исследований ИГСО В. Колташова, должен стать локомотивом экономического развития республики. «Избалованный российский турист, много где побывавший и что повидавший, все больше выбирает Крым, – отметил он. – Если развивать туризм в Крыму, то будут процветать и остальные сферы: промышленность, сельское хозяйство и многие другие».

С точки зрения директора Центрального музея Тавриды А. Мальгина, на сегодняшний день инвестиции в Крыму имеют хаотичный характер. Он сравнил складывающуюся ситуацию с роскошным автомобилем, несущимся по разбитой дороге, и связал ее с отсутствием запроса на концептуальное осмысление инвестиционной политики. Кстати, об отсутствии действующего плана развития региона на конференции говорили многие.

В целом участники конференции признали наличие проблем, но связали это с коротким промежутком времени, выделенным на их решение в переходный период. Крым – динамично развивающийся регион, и его ждет перспективное будущее. Инвестиционный климат складывается из большого количества составляющих: правоприменительная практика, наличие/отсутствие необходимой инфраструктуры, логистические возможности, природные условия, историческое наследие, государственная поддержка. Все это требует не только отдельного изучения, но и целостного восприятия совокупности факторов, влияющих на принятие инвестором решения о вложении финансов в реализацию проекта.

По итогам конференции рабочей группой оргкомитета под руководством члена Экспертного совета при Государственной Думе Д. Сурмило в составе генерального директора МОО «Устойчивое развитие», члена-корреспондента Российской инженерной академии С. Нехаева и ученого секретаря общественно-политического журнала «Мужская работа» Е. Борисовой на основании обсужденных аспектов и факторов, влияющих на инвестиционный климат республики, а также анализа возможных вариантов его улучшения и высказанных участниками форума предложений была выработана итоговая декларация. Документ включает в себя конкретные шаги по содействию региональным властям в вопросах привлечения как внешнего финансирования, так и использования внутренних резервов Крымского полуострова.

Участники конференции пришли к следующим выводам и предложениям о необходимости:

► Синхронизации комплекса программ развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу с учетом позиций образа будущего Крыма, методологического единства программ социально-экономического развития и их системного наполнения комплексными проектными решениями. Все это необходимо сделать в условиях ограниченной государственной финансовой поддержки и без расчета на привлечение иностранных инвестиций. Надо опираться исключительно на механизмы государственно-частного партнерства, всех видов кооперации, использования отечественных технологий, концессии и активизацию предпринимательских усилий населения.

В связи с этим участники конференции готовы к методологическому и практическому взаимодействию на всех уровнях развития и реализации программ развития полуострова, а также могут представить свои разработки в области формирования образа будущего Крыма и запустить работу по его формированию как основы для вовлечения населения в программы развития республики и их идеологического наполнения.

► Формирования субъектов стратегического развития Республики Крым для системного сопровождения (организационного, коммуникационного, финансового, образовательного) и реализации программ развития с их последующей корректировкой по мере их реализации и с учетом изменений внешней среды.

К сведению заинтересованных сторон: участники конференции и их партнеры имеют компетенции и опыт проектирования развития систем управления общественным развитием с учетом разработок российских ученых и достижений передовых отечественных практик.

► Формирования и реализации комплексных проектов по внедрению передовых технологий выращивания и переработки сельхозпродукции с использованием механизмов сельскохозяйственной кооперации.

► Усиления системной работы по развитию человеческого капитала региона, в том числе взаимодействия с региональной и муниципальными управленческими командами, различными социальными и возрастными группами в части обучения целостному стратегическому мышлению и проектному подходу к управлению в целях эффективной самоорганизации для самозанятости и самообеспечения населения региона.

► Осуществления подготовки, переподготовки и аттестации управленческих, научно-технических, инженерных, производственных, кооперативных и социальных кадров на основе образовательных программ по проектному управлению устойчивым развитием.

В связи с этим предлагается организовать подготовку и переподготовку кадров на базе образовательных заведений Крыма с привлечением специалистов российских научных и практических школ в области устойчивого развития и проектирования будущего.

► Выделения в отдельные комплексы программ обеспечения продовольственной, энергетической, экологической безопасности и программы развития туристической сферы, в том числе посредством интенсивного развития региональной потребительской кооперации. Необходимо сформировать межотраслевые и региональные балансы по объемам услуг, продукции, ресурсам, местным источникам энергии, отходам, водным ресурсам, перспективам развития территории.

Участники конференции и их партнеры готовы предложить методологические, проектные разработки по этим направлениям и содействовать их реализации на основе механизмов государственно-частного партнерства и кооперации.

► Формирования программы развития транспортной инфраструктуры, сети логистических объектов, центров компетенций, научных и агропарков как точек комплексного обеспечения создания высокотехнологичных рабочих мест, привлечения в регион квалифицированных кадров.

Подразумевается сотрудничество на базе центров компетенций Республики Крым с использованием опыта других регионов, возможностей институтов развития России, предложений бизнес-сообщества.

► Создания сети консультационных и сервисно-методических центров помощи кооператорам как точек роста кооперативной консолидации гражданского потребительского потенциала, народных инициатив и общественных компетенций.

► Формирования и реализации программы строительства сетей гостиниц средней ценовой категории на условиях государственно-частного партнерства (единства инвестиционного контракта, концессии и договора раздела продукции) и государственно-кооперативного партнерства (консолидации инвестиционного потенциала и немонетарных выгод государства, общества и бизнеса). Участники конференции готовы предоставить помощь в подготовке необходимых документов по реализации предложенных механизмов (без привлечения бюджетных ресурсов) и запуска их в работу с привлечением необходимых операторов программы.

► Широкого использования механизмов государственно-частного партнерства, концессии и кооперации для модернизации электрических и тепловых сетей, стимулирования потребителей энергетических ресурсов в социальной и муниципальной сфере в целях минимизации бюджетных затрат и повышения надежности энергетического обеспечения объектов на территории республики.

Участники конференции и их партнеры готовы как предоставить комплексы технологических решений, так и привлечь концессионеров для обслуживания объектов социальной сферы и ЖКХ.

► Формирования системы синхронизированных исторических, культурно-просветительских и воспитательных мероприятий (фестивалей, международных военно-исторических реконструкций, национальных праздников, общественных акций и международных форумов), проводимых на регулярной основе, для привлечения новых потоков туристов в регион.

Участники конференции предлагают как формирование самой программы, так и системное ее освещение в собственных информационных сетях, СМИ с охватом широких масс населения России и регионов мира.

► Формирования и реализации программы развития и систематизации сети придорожного бизнеса вдоль существующих и строящихся трасс в республике с использованием при этом механизмов концессии и аутсорсинга услуг.

► Разработки программы возрождения ремесел и развития народных промыслов с учетом исторических традиций и национальных особенностей населения Крыма в целях развития этно- и агротуризма.

► Разработки организованной системы правовой и информационной поддержки как предпринимателей, так и представителей органов власти. Необходимо наладить сотрудничество и взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности Крыма с правовыми изданиями, к которым есть доступ у предпринимателей России, проводить обучающие и информирующие семинары, на которых будет анализироваться судебная практика, оказываться правовая помощь при разработке различного вида договоров и пр. Информирован – значит вооружен! Информационная работа в этом направлении поможет поскорее освоить нормы российского законодательства, научиться правильно их применять и эффективно защищать права всем субъектам права на территории полуострова. А это позволит всем правоприменителям на всей территории нашего государства существовать гармонично и целостно в единой системе права.

При активизации широких масс населения республики, использовании коллективных форм управления производством, немонетарных методов хозяйствования, механизмов государственно-частного партнерства, новейшей потребительской кооперации, социальной концессии и предпринимательства Крым с его уникальными особенностями имеет отличные перспективы стать территорией сбалансированного, устойчивого развития, регионом, привлекательным для жизни и ведения бизнеса, для посещения с туристическими целями.

В прошлом году были рассмотрены и заключены более 1 тыс. инвестиционных соглашений, 140 проектов находятся в стадии реализации. Общая сумма инвестиций – 144 млрд руб., планируется создание более 11 тыс. рабочих мест. В Крыму работает интерактивный портал, который дает возможность из любой точки онлайн зарегистрироваться и заключить соглашения.

По словам главы Республики Крым С. Аксенова, за каждым инвестором закрепляется куратор из числа вице-премьеров или профильный министр, а срок согласования документации сокращен вдвое и составляет не более 30 дней. «Сам даю свой телефон инвесторам, с которыми заключаем соглашение. Стараемся выполнять все задачи в полном объеме», – сказал глава республики в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.