Суды решили так (УСН) («Малая бухгалтерия», № 02, 2017 г.)

| статьи | печать

[-] Сумма выручки за реализованные квартиры, использовавшиеся индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, должна включаться в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

(Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.01.2017 по делу № А45-8083/2016)

Налоговая инспекция провела проверку индивидуального предпринимателя, применяющего УСН. Основными видами деятельности предпринимателя являлись сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества и сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества. В проверяемом периоде предпринимателем были проданы несколько квартир, принадлежащих ему на праве собственности. Выручка от продажи недвижимости не была включена им в доход, подлежащий налогообложению по УСН. При этом предприниматель исходил из того, что:

— объекты недвижимости были приобретены и проданы им вне рамок осуществления предпринимательской деятельности;

— в договорах купли-продажи недвижимого имущества отсутствует указание на статус продавца как индивидуального предпринимателя;

— цель получения прибыли при реализации спорных объектов у предпринимателя отсутствовала.

Налоговая инспекция пришла к выводу о занижении налоговой базы по УСН на сумму доходов от продажи квартир и привлекла предпринимателя к ответственности.

Предприниматель обратился в суд, но поддержки там не нашел.

Суд указал, что сумма выручки за реализованное недвижимое имущество, использовавшееся в предпринимательской деятельности, должна включаться индивидуальным предпринимателем в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

К этому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств:

— деятельность предпринимателя, направленная на реализацию недвижимости, носила систематический характер;

— реализованные предпринимателем объекты недвижимости принадлежали ему на праве собственности непродолжительное время (не более шести месяцев), что также свидетельствует о приобретении объектов недвижимости не в личных целях, а в целях систематического осуществления предпринимательской деятельности;

— деятельность по приобретению и реализации объектов недвижимости осуществлялась предпринимателем на профессиональной основе с использованием информации о рынке недвижимости;

— анализ сведений о размере дохода, полученного предпринимателем как физическим лицом от налогового агента — агентства недвижимости, и размере дохода от предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что приобретение объектов недвижимости осуществлялось именно за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Кроме того, суд учел, что регистрация всех спорных объектов недвижимого имущества на физическое лицо без указания его статуса предпринимателя не свидетельствует о том, что приобретение данных объектов было произведено в личных целях, а не в рамках предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на объект недвижимости регистрируется за гражданином независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя.

Доказательств, свидетельствующих, что приобретение квартир осуществлялось предпринимателем в личных целях, для улучшения жилищных условий, для проживания членов семьи, других родственников и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью целях, предпринимателем не представлено.

[+] Вновь созданные некоммерческие организации на УСН вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с момента их государственной регистрации

(Постановление АС Волго-Вятского округа от 20.01.2017 по делу № А31-2302/2016)

Отделение ФСС России (далее — Фонд) провело камеральную проверку медицинского учреждения, осуществляющего деятельность в сфере здравоохранения и применяющего упрощенную систему налогообложения, за период с 30 июня по 30 октября 2015 г. Учреждение было создано 29 июня 2015 г. и с момента государственной регистрации применяло пониженные тарифы страховых взносов на основании п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»1 (далее — Закон № 212-ФЗ).

Напомним, что согласно этой норме некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в определенных областях (соцобслуживание, здравоохранение и т.д.), применяют пониженные тарифы страховых взносов. При этом право на льготу у них есть только в том случае, если по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов за указанный период составляют в совокупности виды доходов, обозначенные в ч. 5.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Фонд посчитал, что учреждение неправомерно применило в 2015 г. пониженный тариф страховых взносов, поскольку нарушило условие, установленное ч. 5.1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (не имело доходов за предшествующий расчетный период). По мнению Фонда, у вновь созданной некоммерческой организации, применяющей УСН, право на применение пониженных тарифов страховых взносов по основаниям п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ возникнет в следующем расчетном периоде при выполнении условий, установленных ч. 5.1—5.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ по итогам отчетного (расчетного) периода.

Учреждение обратилось в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждение в проверяемом периоде осуществляло деятельность в сфере здравоохранения и применяло упрощенную систему налогообложения, то есть соответствует признакам, установленным в п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, и вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с момента его государственной регистрации.

Довод Фонда о несоблюдении учреждением условия о размере доходов за предшествующий расчетный период суды отклонили, указав, что оно не может быть применено к вновь созданным организациям, как не имеющим доходов до момента их государственной регистрации. Иной подход, по мнению судей, означает ограничение права вновь созданных некоммерческих организаций на применение пониженных тарифов страховых взносов, что из положений Закона № 212-ФЗ не следует.

АС Волго-Вятского округа решение коллег поддержал.

[-] Полученные обществом как коммерческой организацией субсидии с учетом их использования в рамках предпринимательской деятельности налогоплательщика не могут быть отнесены к целевым поступлениям в смысле положений п. 2 ст. 251 НК РФ

(Постановление АС Северо-Западного округа от 29.12.2016 по делу № А21-7101/2015)

По результатам налоговой проверки ООО инспекция привлекла общество к ответственности с доначислением налога в рамках УСН. Основанием послужил вывод налоговиков о неправомерном невключении обществом в состав доходов субсидий, полученных из областного и федерального бюджетов на покупку сельхозтехники, компенсацию расходов элитного семеноводства и поддержку сельхозпроизводителя в области растениеводства.

Общество обратилось в суд, но дело проиграло.

При вынесении решения АС Северо-Западного округа исходил из следующего.

На основании ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение части затрат на покупку сельхозтехники, компенсацию расходов элитного семеноводства и поддержку сельхозпроизводителя в области растениеводства, в п. 2 ст. 251 НК РФ прямо не поименованы.

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является исчерпывающим, поэтому все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общем порядке.

Таким образом, полученные обществом как коммерческой организацией субсидии с учетом их использования в рамках предпринимательской деятельности налогоплательщика не могут быть отнесены к целевым поступлениям в смысле положений п. 2 ст. 251 НК РФ.

Ввиду изложенного суд признал обоснованным включение инспекцией во внереализационные доходы сумм субсидий, полученных налогоплательщиком на возмещение части затрат на покупку сельхозтехники, компенсацию расходов элитного семеноводства и поддержку сельхозпроизводителя в области растениеводства, поскольку они фактически имели характер финансовой поддержки основной текущей деятельности организации.

[-] Доход от продажи нежилого помещения, по своим характеристикам не предназначенного для использования в личных, семейных и иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, учитывается при определении объекта налогообложения в рамках УСН

(Постановление АС Северо-Западного округа от 07.12.2016 по делу № А26-11730/2015)

Налоговая инспекция провела проверку индивидуального предпринимателя, осуществляющего издательскую деятельность с применением упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы». В ходе проверки выяснилось, что предприниматель не включил в налоговую базу для целей УСН доход от реализации принадлежащего ему на праве личной собственности объекта недвижимости (нежилые помещения). Это обстоятельство послужило основанием для начисления предпринимателю налога в рамках УСН, соответствующих пеней и штрафа.

Предприниматель, полагая, что сделка по реализации принадлежащих ему помещений не связана с предпринимательской деятельностью, обратился в суд.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения налогового органа.

Материалами дела было подтверждено, что:

— объект недвижимости представляет собой встроенные помещения, расположенные на первом этаже двухэтажного административного здания, которые имеют назначение — нежилое;

— по своим характеристикам помещения не предназначены для использования в личных, семейных, иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

— помещения использовались предпринимателем для размещения редакции газеты, то есть для осуществления заявленного предпринимателем при регистрации основного вида предпринимательской деятельности;

— налогоплательщик получал доход от рекламной и издательской деятельности в газете.

Суды отклонили ссылку на то, что в договоре купли-продажи продавец не поименован как индивидуальный предприниматель, поскольку это обстоятельство не опровергает ни реализацию недвижимости, ни получение предпринимателем дохода.

Таким образом, реализация спорных помещений производилась предпринимателем в рамках его предпринимательской деятельности, а получение дохода от их продажи подтверждается договором купли-продажи.

1 С 1 января 2017 г. аналогичная льгота прописана в подп. 7 п. 1 и п. 7 ст. 427 НК РФ. — Примеч. ред.