Индекс потребительского доверия россиян перестал расти

| статьи | печать

В IV квартале 2016 г. глобальный индекс потребительского доверия Nielsen вырос на 3 п. по сравнению с I кварталом года и установился на уровне 101. В IV квартале 44 из 63 рынков, в которых проводилось исследование, продемонстрировали рост индекса. В России, напротив, в IV квартале 2016 г. этот показатель приостановил наметившуюся в предыдущих двух кварталах тенденцию к росту и вернулся на свое значение в начале года.

Индекс потребительского доверия Nielsen складывается из трех индикаторов: восприятия потребителями перспектив на рынке труда, оценки собственного финансового положения и степени готовности тратить деньги. Значение индекса выше 100 пунктов позволяет отнести потребителей страны к группе оптимистически настроенных, значение ниже 100 пунктов свидетельствует о преобладании пессимистически настроенных. Оптимизм или пессимизм потребителей напрямую влияет на их желание и готовность тратить деньги.

Наиболее заметно возросла потребительская уверенность в регионе Северной Америки: в IV квартале 2016 г. индекс укрепился на 12 п. по отношению к I кварталу года. В США за год доверие потребителей выросло на 13 п., установившись к концу 2016 г. на уровне 123 п. В Канаде индекс потребительского доверия вырос за год с 93 до 98 п.

В Европе уверенность потребителей укрепилась на 3 п. по сравнению с началом года, в IV квартале 2016 г. показатель составил 81 п. Индекс вырос за год на 25 европейских рынках из 34, входящих в исследование. Наиболее заметный рост продемонстрировали следующие страны: Нидерланды (+15 п. к I кварталу 2016 г. до 100 п. в IV квартале), Испания (+12 п. до 86), Швейцария (+11 п. до 102), Швеция (+9 п. до 95) и Норвегия (+9 п. до 87). Индекс потребительского доверия в России в IV квартале 2016 г. приостановил наметившуюся в предыдущих двух кварталах тенденцию к росту и вернулся на свое значение в начале года — 63 п. Среди европейских стран значение индекса наиболее сильно упало в Латвии (–8 п.), Литве (–5 п.), Эстонии (–2 п.) и Турции (–6 п.).

Уверенность потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе возросла на 3 п. по отношению к I кварталу 2016 г. до 111 п. Десять рынков региона из 14 закончили год более позитивно, чем начали. В Латинской Америке индекс потребительского доверия увеличился на 5 п.: с 78 п. в начале 2016 г. до 83 в IV квартале. Регион Африки и Ближнего Востока стал единственным, в котором к концу 2016 г. потребительская уверенность снизилась на -5 п., до 83.