Власть шаговой доступности отдаляется от населения

| статьи | печать

Удалению от населения власти шаговой доступности, каковой согласно закону о местном самоуправлении является муниципальная власть, способствуют как сами органы местного самоуправления, так и губернские власти.

События декабря показали очередную волну наступления на местное самоуправление, с одной стороны, и свидетельства, не красящие местную власть, с другой стороны.

ОП РФ: взаимные претензии местного бизнеса и местной власти есть во многих городах

Такого подвоха от городской управы Калуги никто не ожидал. Рынок из здания под огромным куполом в центре города переместили на окраину, под стены пустующего строения промышленного назначения. И продавцы на морозе в тентовых палатках реализуют предновогодний завоз, а покупатели с трудом добираются до них. По свидетельству помощника заместителя председателя Калужского арбитражного третейского суда Виталия Черникова, единственный доступный общественный транспорт — автобус, бесплатный для пассажиров. Но это либо дополнительная нагрузка на городской бюджет, либо скрытая в цене товара плата с продавцов.

Мысль о переносе рынка из центра на окраину и строительстве взамен него парка была озвучена три года назад губернатором области Анатолием Артамоновым. Осуществлению задумки помешали разные обстоятельства, в том числе повлекшие жесткую бюджетную экономию. В начале декабря на координационном совещании органов региональной власти губернатор вернулся к идее и заявил, что намеченное строительство вписывается в планы федеральной власти. Видимо, он имел в виду Послание Президента РФ Федеральному собранию, в котором Владимир Путин говорил и о благоустройстве населенных пунктов, и о расширении парковых зон. Говоря об источниках финансирования будущего парка, А. Артамонов высказался за привлечение «средств меценатов, предприятий, организаций, граждан». Губернаторская инициатива вызвала резкие суждения. Наиболее мягкие из них: «Идея, значит, его, а деньги с горожан?» и «Пусть скидываются чиновники пропорционально своим зарплатам».

Активные горожане обратились в Общественную палату РФ, и их пригласили в Москву вместе с представителями городской управы на круглый стол «Административные барьеры для бизнеса на муниципальном уровне». Выслушав 13 декабря обе стороны, члены ОП РФ рекомендовали им искать решение проблемы путем договоренностей и не доводить дело до большого конфликта.

Такой же совет и в тот же день получили представители Чебоксар, Ярославля и городского поселения Павлово Нижегородской области, тоже приглашенные на круглый стол. В этих городах есть взаимные претензии местной власти и местного бизнеса.

Конфликтующим сторонам из Ярославля для достижения консенсуса была предложена публичная площадка регионального отделения «ОПОРЫ России».

В случае со Смоленском члены ОП РФ рекомендовали «обиженным» обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей у себя в регионе или на федеральном уровне. Обсуждение спорной ситуации не состоялось из-за отсутствия представителей городской администрации Смоленска.

Где тонко, там и рвется

О возможности активизации социальной напряженности после единого дня выборов предупреждали эксперты Комитета гражданских инициатив (КГИ). По их заключению, наблюдавшийся спад протестной активности после пика во второй половине 2015 г. может смениться бурным ростом в результате смены управленческих команд и обновления представительных органов в муниципалитетах. Прежде всего из-за проблем в таких сферах, как городская среда, транспорт и экология.

Вывод аналитиков подтвердило обсуждение в ОП РФ конфликтных ситуаций в пяти разных городах, не входящих в сводную оценку рисков в российских регионах. Совпадение всех трех параметров напряженности — экономической, политической и протестной — в первой половине заканчивающегося года отмечено в Саратовской и Челябинской областях. Совпадение по двум параметрам наблюдалось в Москве, Алтайском крае, Пензенской области, Краснодарском крае, Самарской, Ульяновской и Ярославской областях.

Относительно муниципальных образований спокойной остается обстановка в региональных центрах, возглавляемых избранными населением главами администрации. К таким регионам относятся республики Адыгея, Алтай и Хакасия, Красноярский и Хабаровский края, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Сахалинская и Томская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа. В других регионах показатели состояния системы местного самоуправления заметно ниже. Это, по оценке экспертов КГИ, связано «с реализацией региональными властями тех возможностей, которые им предоставила муниципальная контрреформа 2014—2015 гг.».

В исследование не попали события, вызвавшие протестную волну в Московской области. Все они связаны с преобразованием муниципальных районов в городские округа и присоединением одних городов к другим.

Если в прошлом году Климовск тихо-мирно стал частью Подольска, то в этом году жители Томилино воспротивились присоединению к Люберцам.

Первым сельским районом, преобразованным в прошлом году в городской округ, был Озерский муниципальный район. Произошло это путем объединения городского поселения Озеры с двумя сельскими поселениями без изменения границ территории упраздненного района. То же самое проделала региональная власть с Мытищинским, Каширским, Егорьевским, Шаховским и Серебряно-Прудским районами. Их упразднили областным законом, хотя муниципальное законодательство предусматривает упразднение при решении об этом граждан на сходе только поселений «на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек», а потом назвали городскими округами.

На естественный вопрос жителей, как вести в городском округе сельское хозяйство, глава теперь уже Шаховского городского округа ответил: «Будем задействовать все участки земель сельхозназначения». Но уже в этом году шаховские фермеры остались в стороне от областных грантов, поскольку живут уже не на сельской территории. Экономия для областного бюджета — 45 млн руб. Не исключено теперь, что и энергетики увидят свою выгоду и пересчитают сельчанам тарифы по городским ставкам.

Сейчас на очереди на преобразование в городские округа Рузский и Наро-Фоминский муниципальные районы. А по нормам закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) преобразование муниципальных образований — это:

  • объединение муниципальных образований;

  • разделение муниципальных образований;

  • изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения;

  • изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения;

  • изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа;

  • изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением;

  • присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

На заседании Совета по правам человека при Президенте РФ 8 декабря депутат из Наро-Фоминского района Евгений Бобров попросил главу государства вмешаться в ситуацию. Владимир Путин выслушал муниципального депутата и поручил первому заместителю руководителя своей администрации Сергею Кириенко изучить проблему.