Сфера услуг не может выйти из «красного» пояса

| статьи | печать

Динамика индекса предпринимательской уверенности в сервисных компаниях на протяжении двух предыдущих кварталов давала надежды на зарождение позитивной тенденции к выходу из рецессии. Однако в IV квартале значение индикатора вновь снизилось на 1 п.п., до отметки –7%. Причиной стало падение на 3 п.п. баланса оценок фактического изменения спроса на услуги. Остальные два компонента — балансы оценок изменения экономического положения организаций и ожидаемого в ближайшие три месяца изменения спроса — сохранили прежний уровень.

Траектория индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в отрасли в последние два года «зависла» в узком диапазоне отрицательных значений от –6 до –8%, демонстрируя слабую деловую активность и отсутствие видимых признаков улучшения ситуации на рынке услуг. Очевидной причиной такого положения дел остается перманентное падение реальных доходов населения — основного потребителя услуг и, как следствие, растущий дефицит платежеспособного спроса на услуги.

Отрицательные значения ИПУ в IV квартале 2016 г. сложились в 13 из 14 наблюдаемых видов услуг. В зоне относительного благополучия остался только сегмент страхования, где индикатор сохранил невысокое, но все же положительное значение (+3%). Следует отметить, что в страховом бизнесе отрицательное значение индекса (–1%) складывалось лишь однажды за пятилетний период наблюдений — в I квартале 2015 г., в момент наиболее резкого ухудшения деловых настроений предпринимателей.

В остальных видах услуг отрицательное значение ИПУ по результатам последнего опроса свидетельствовало о неблагоприятном деловом климате. Статус аутсайдера сохранил сегмент ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования (–16%). Ухудшилась ситуация в компаниях, оказывающих услуги связи, а также гостиничные, туристические, санаторно-курортные, спортивно-развлекательные и рекламные услуги. Напротив, относительное улучшение наблюдалось в сегментах пассажирского транспорта, ломбардов, техобслуживания и ремонта автотранспортных средств, персональных и стоматологических услуг.

Отдельного внимания, по мнению аналитиков ВШЭ, заслуживает состояние туристического бизнеса. Руководители туристических компаний, отметившие первые признаки оживления бизнеса в предыдущем квартале, к концу года вернулись в ряды пессимистов. ИПУ в этом сегменте после подъема до +4% в III квартале 2016 г. вновь опустился до отрицательной отметки.

Хотя результаты предыдущего опроса давали основания надеяться на активное развитие внутренних направлений туризма, это предположение не оправдалось. Оценивая фактически сложившийся уровень спроса на предоставляемые услуги в IV квартале 2016 г., почти три четверти (71%) предпринимателей, занятых в сегменте выездного туризма, сочли его недостаточным. А в секторе внутреннего туризма концентрация пессимистических мнений, действительно, была не столь высока (56%).

Однако в начале наступающего года снижения спроса на выездной и внутренний туризм ожидают соответственно 35 и 37% респондентов. О росте востребованности туристических услуг сообщили не более 15% руководителей компаний.