Торговля удержалась в позитивной зоне

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности в торговле в последнем квартале 2016 г. снизился на 1 п.п., но остался в поясе благоприятного делового климата (+1%). Отчетные данные Росстата за ноябрь также показывают небольшое (0,9%) сокращение товарооборота и реальных доходов населения (0,9%). Скромную надежду на улучшение ситуации в наступающем году дает рост реальных зарплат, которые вышли из негативного тренда.

Деловой климат в розничной торговле в IV квартале 2016 г., по оценке руководителей компаний, немного ухудшился. Сводный индикатор обследования Росстата — сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в октябре — декабре относительно III квартала снизился на 1 п.п., но остался в «зеленом» поясе (+1%).

В сегменте торговли продтоварами индикатор сократился на 1 п.п. и теперь равняется 2%. Сектор продаж непродовольственных изделий сохранил значение ИПУ на уровне прошлого квартала (0%).

Вниз конъюнктуру розничной торговли потянул в последнем квартале показатель спроса. В конце года уменьшение спроса на реализуемую продукцию констатировали 33% топ-менеджеров коммерческих предприятий. В III квартале их доля слегка превышала четверть. В результате последовало сокращение объема продаж и розничного товарооборота, что отметили 39 и 43% предпринимателей соответственно.

Еще одним следствием сокращения платежеспособного спроса стало ухудшение оценок финансового состояния розничных организаций, которые дали участники опроса статведомства. В частности, ускорилось снижение прибыли компаний (по сравнению с предшествующими кварталами). Если в середине года ее уменьшение констатировали чуть более 30% предпринимателей, то по итогам IV квартала их доля составила более 40%.

Относительно стабильным оставалось положение с занятостью в сфере розничной торговли. Результаты обследования показали, что в конце 2016 г. продолжалось сокращение численности персонала, но несколько более умеренными темпами, нежели в начале года.

Уходящий год прошел в розничных организациях под знаком «ручного» ценообразования, которое имело целью компенсировать падающий спрос. Ретейлеры предприняли максимум усилий, чтобы выстроить ценовой коридор, устраивающий бизнес и потребителей. Увеличение цен относительно I квартала констатировали менее половины (46%) руководителей компаний.

Товарооборот сократился, реальная зарплата подросла

Отчетные данные Росстата за ноябрь тоже свидетельствуют о небольшом снижении розничного товарооборота и реальных доходов граждан. По сравнению с показателем октября 2016 г. товарооборот сократился на 0,9%, реальные доходы — также на 0,9%.

«За два года оборот розничной торговли в сопоставимых ценах сократился на 15,2% (октябрь 2016 г. к октябрю 2014 г.)», — отмечают ученые Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в «Мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения».

Вместе с тем эксперты РАНХиГС отмечают, что в октябре 2016 г. реальная заработная плата увеличилась по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2%.

Данные Росстата за ноябрь 2016 г. также подтверждают продолжение тренда на увеличение реальных заработных плат. Они выросли на 1,7% по сравнению с ноябрем прошлого года и на 0,6% — по отношению к октябрю текущего года.

В то же время сохраняется высокая отраслевая дифференциация в динамике заработных плат. После двух лет спада наиболее пострадавшими от кризиса являются работники бюджетных отраслей экономики (государственных услуг, образования, здравоохранения) и в меньшей степени — компаний, оказывающих другие виды услуг. Заработные платы работников сельского хозяйства и отдельных отраслей промышленности оказались в кризис наиболее устойчивыми.

Реальная заработная плата растет далеко не во всех отраслях и тем более не на всех предприятиях. Но она составляет порядка 60% от реальных доходов граждан, поэтому есть скромная надежда, что ее рост в будущем году постепенно сможет повлиять на увеличение розничного товарооборота.

Как сохранить покупателя

Выиграть борьбу за клиента смогут торговые компании, которые сумеют адаптировать свой бизнес к новой избирательно-сберегательной модели потребительского поведения. Она, по оценке директора Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ Георгия Остапковича, зачастую напоминает давно забытую стратегию «походов в магазин за продуктами». Только если раньше, в эпоху развитого социализма, «походы» осуществлялись с целью поиска товара, то сегодня — с целью поиска его минимальной цены.

Еще два-три года назад большинство населения приобретало продукты питания, как правило, в одном магазине. В настоящее время в поисках приемлемых цен низкодоходное население предпочитает обойти два-три магазина. Конечно, данная стратегия поведения возможна в городах и населенных пунктах, где имеется конкуренция между розничными торговыми организациями.

В результате добросовестной конкуренции население выигрывает в цене и качестве продуктов, а предприниматели внедряют новые управленческие схемы, способствующие улучшению обращения товаров на розничном рынке.

«В целях создания конкуренции в торговле, для снижения стоимости потребительской корзины населения в настоящее время представляется необходимым на всех уровнях власти всячески способствовать насыщению крупных и малых населенных пунктов магазинами шаговой доступности, — подчеркивает Г. Остапкович. — Именно эта форма розничной торговли, включая различные „дрогери“ площадью 75—150 кв. м, может дать импульс к росту товарооборота».

Здесь есть широкое поле для деятельности. Например, Москва, по мнению экспертов, значительно уступает в количестве магазинов шаговой доступности другим европейским городам (Парижу — в четыре, Варшаве — в 2,5 раза).

Кроме того, важным стимулом может стать, по словам ученых ЦКИ, внедрение в краткосрочном периоде продовольственных карточек для населения, находящегося ниже черты прожиточного минимума. Сегодня в зоне относительной депривации находится около 20 млн российских граждан.

«В результате внедрения данного механизма не только принципиально улучшится качество жизни части населения, но и увеличится оборот розничной торговли, объем продукции отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности, — полагает руководитель ЦКИ. — Следует обратить внимание, что далеко не бедная страна — США — широко применяет этот механизм».

Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли

Период

Балансы, %

01.2013

8

01.2014

4

01.2015

1

01.2016

0

11.2016

1

ИСТОЧНИК: Росстат, ВШЭ