Уверенность малой розницы слегка подросла

| статьи | печать

Предпринимательская уверенность в сегменте малых розничных компаний во 2-м полугодии 2016 г. увеличилась, что подтвердил рост соответствующего индекса на 2 п.п. по сравнению с прошлым годом (до –3%). Большинство экономических показателей осталось в негативной зоне, но эксперты надеются, что самые трудные времена уже позади.

Основным лейтмотивом в результатах пилотного обследования сектора малых розничных предприятий, которое провел Росстат во 2-м полугодии 2016 г., по оценке ученых ВШЭ, можно считать некоторое улучшение в динамике негативных трендов, характеризующих спрос и продажи.

В анализируемом периоде сложившийся уровень спроса «ниже нормального» оценили 46% руководителей обследованных компаний. По сравнению с 1-м полугодием 2016 г. уменьшение спроса констатировали 34%, а увеличение — 15%. Вместе с тем баланс оценки изменения показателя увеличился на 5 п.п. и составил –19%.

По сравнению с началом года по-прежнему отмечалось снижение объема продаж, однако интенсивность этого процесса замедлилась: баланс оценок изменения данного показателя составил –19% против –25% ранее.

Доля предпринимателей, указывающих на сокращение персонала, превышала долю тех, кто набирал работников. Значение баланса оценок изменения показателя составило –5%. В то же время большинство участвовавших в опросе респондентов (89%) отмечали, что в анализируемом периоде уровень численности занятых в их организациях был достаточен. На недостаточный уровень кадрового состава указали 10% опрошенных, и только 1% регистрировали его избыток.

Во 2-м полугодии 2016 г., несмотря на сжатое потребление, в розничных организациях зафиксировано незначительное расширение ассортиментного предложения по сравнению с прошлым годом.

Интересная деталь: опрос выявил превалирование в торговых компаниях ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров российского производства. При этом в 2016 г. возросла доля предпринимателей, которые отмечали расширение ассортиментной матрицы товарами отечественного производства.

Аналогичные исследования, проводимые Росстатом среди крупных торговых организаций, по мнению директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, выявляют более позитивные респондентские оценки основных показателей деятельности. По-видимому, ретейлерам за счет преимуществ в масштабе ассортимента и частичной монополизации своих услуг удается более успешно маневрировать ценовой линейкой на разные группы товаров в зависимости от уровня доходов населения.

«Последние данные Росстата свидетельствуют о позитивных процессах, наблюдаемых в динамике реальной заработной платы. В частности, начиная с августа с.г. Росстат показывает помесячный рост реальной начисленной заработной платы по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года (в октябре с.г. по сравнению с октябрем прошлого года, темп роста составил 102,0%), — комментирует ситуацию Г. Остапкович. — Учитывая, что заработная плата составляет в структуре реальных денежных доходов населения около 65%, можно с осторожностью предположить, что позитивная динамика затронет и реальные доходы, а это отразится на потребительском поведении домашних хозяйств и, соответственно, на росте оборота всей розничной торговли».