Первый раз – не считается

| статьи | печать

С 6 декабря начал работу IX Всероссийский съезд судей. В первый день работы съезда состоялось выступление Президента РФ В. Путина, Председателя Конституционного Суда РФ В. Зорькина и Председателя Верховного Суда РФ В. Лебедева. Никто из них не сделал громких сенсационных заявлений, однако основные направления дальнейшего развития судебной системы России были обозначены. В. Зорькин дал положительную оценку последствиям объединения ВАС РФ и ВС РФ. Главная заслуга этой реформы, по его мнению, в том, что удалось уйти от дальнейшего развития прецедентного права, которым грешил ВАС.

В своем выступлении В. Лебедев сосредоточился на создании системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, нагрузке судов, организации и оплате работы мировых судей и дальнейшей реформе уголовного законодательства. Он настаивал на необходимости дальнейшей гуманизации УК РФ, а также предложил в рамках этого процесса ввести понятие уголовного проступка.

На вопрос нашего корреспондента, какие именно преступления планируется отнести к уголовным проступкам, сказал, что детальная работа над этим пока ведется, конкретного перечня декриминализируемых статей пока нет. При этом он отметил, что было бы разумно декриминализировать, к примеру, такое деяние, как осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна (ст. 170 УК РФ). Главное условие причисления деяния к проступку – совершение его в первый раз. По его мнению, совершенно недопустимая ситуация складывается сегодня, когда, оступившись однажды, человек, понеся наказание в виде штрафа или условного срока, имеет статус судимого. Планируется, что после введения в УК РФ понятия уголовного проступка в результате его совершения судимость формироваться не будет.

В. Путин не прокомментировал ни одного из прозвучавших из уст председателей высших судов предложения, но отметил, что, какими бы ни были дальнейшие преобразования в судебной системе, авторитет судьи должен быть непоколебимым, а требования к личности судьи должны оставаться очень высокими.