ФССП: оцениваем эффективность работы

| статьи | печать

Деятельность Федеральной службы судебных приставов (далее – ФССП, Служба) часто критикуют. Суть критики сводится к тому, что Служба плохо исполняет требования судебных актов и актов иных уполномоченных органов, что расходы на деятельность службы являются неэффективными и т. д. При этом в подтверждение таких претензий либо вообще не приводится научно обоснованных расчетов, а выводы строятся на субъективном представлении автора (группы авторов) о положении дел в Службе, либо (значительно реже) из общей массы статистических данных, характеризующих деятельность ФССП России, выхватывается отношение между одной-двумя цифрами и на основании этого строится позиция осуждающих. Какова же реальная отдача от деятельности ФССП?

Экономика в помощь

Для исключения субъективных представлений по данному вопросу мы будем опираться только на установленные в политической экономии научные категории, характеризующие прибыльность в экономике.

Сразу хотелось бы акцентировать внимание на том, что ФССП России не является коммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»).

При этом основными задачами, выполняемыми Службой в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, являются правильное и своевременное исполнение указанных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), но никак не извлечение прибыли или преследование какого-либо коммерческого интереса. Экономические категории «стоимость», «масса прибавочной стоимости», «норма прибавочной стоимости», «прибыль», «норма прибыли» используются исключительно для целей применения экономических расчетов и анализа эффективности труда и выделенных из бюджета денежных средств на деятельность Службы.

При анализе указанных показателей за основу приняты фактические данные, характеризующие деятельность Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области в первом полугодии 2016 года.

Прежде всего, необходимо отметить, что источником образования стоимости, является труд человека, затрачиваемый производительно. Например, у К. Маркса читаем: «Потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактно человеческий труд»1. И еще: «Если по отношению к потребительной стоимости товара имеет значение лишь качество содержащегося в нем труда, то по отношению к величине стоимости имеет значение лишь количество труда, уже сведенного к человеческому труду без всякого дальнейшего качества»2.

Определяем эффективность

Для определения эффективности труда, определения величины его производительности в политической экономии используются категории массы и нормы прибавочной стоимости.

Масса прибавочной стоимости характеризует величину вновь произведенной стоимости без учета расходов, затраченных на ее производство. Данная категория указывает на количество (массу) вновь произведенной стоимости сверх стоимости, затраченной на труд.

Норма прибавочной стоимости характеризует отношение вновь произведенной стоимости (без учета стоимости, затраченной на оплату труда) к сумме средств, затраченных на оплату рабочей силы, которая произвела указанную стоимость.

В целом указанные показатели характеризуют то, насколько затрачиваемый в ходе производства труд не только воспроизводит затраченные на него средства, но и производит стоимость сверх указанных затраченных средств.

В первом полугодии 2016 года на деятельность УФССП России по Волгоградской области выделено и израсходовано 284 006 000 руб., в том числе 180 378 000 руб. на оплату труда всех работников управления.

Для определения эффективности труда работников управления и эффективности произведенных из бюджета расходов на оплату труда необходимо определить:

–произведенную за указанный период стоимость;

–произведенную за указанный период прибавочную стоимость.

Для начала мы абстрагируемся от всей произведенной стоимости и во внимание будем принимать только ту произведенную стоимость, которая перечислена в консолидированный бюджет (консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Данные расчеты позволят понять насколько эффективны бюджетные расходы на содержание Службы, а также показать степень возвратности израсходованных денежных средств.

В первом полугодии 2016 года в бюджеты всех уровней управлением взыскано и перечислено 1 392 412 000 руб. (налоговые платежи, исполнительский сбор, административные и уголовные штрафы и т. д.), что и составляет весь объем произведенной трудом за отчетный период стоимости.

Сумма произведенной за указанный период прибавочной стоимости в бюджетную систему такова: 1 392 412 000 руб. (вновь произведенная стоимость) – 180 378 000 руб. (расходы на оплату труда, затраченного на производство указанной стоимости) = 1 212 037 000 руб. (прибавочная стоимость).

Имея величину произведенной прибавочной стоимости и величину выплаченной заработной платы мы имеем возможность рассчитать норму прибавочной стоимости.

Норма прибавочной стоимости определяется как отношение массы произведенной прибавочной стоимости к величине стоимости, затраченной на выплату заработной платы.

Норма прибавочной стоимости в бюджет составляет 1 212 037 000 руб. / 180 378 000 руб. = 671,94%.

Таким образом, масса произведенной прибавочной стоимости составила 1 212 037 000 руб. Затраченный труд, оцениваемый в 180 378 000 руб., не только воспроизвел свою стоимость, но и создал массу прибавочной стоимости, которая на 671,94% превосходит стоимость, затраченную на оплату труда.

Имея составные части произведенной в первом полугодии 2016 года стоимости в бюджеты всех уровней, мы имеем возможность рассчитать количество рабочего времени, которое тратится всем коллективом управления на производство затраченной из бюджета стоимости и на производство новой стоимости.

Итак, общий объем вновь произведенной в бюджет стоимости составляет 1 392 412 000 руб., которая состоит:

–из 180 378 000 руб. – затраченной из бюджета заработной платы, что составляет 12,95% от всей произведенной стоимости;

–1 212 037 000 руб. – произведенной прибавочной стоимости, что составляет 87,05% от всей произведенной стоимости.

Зная отношение составных частей в общем объеме вновь произведенной стоимости, можно высчитать отношение количества времени в одном среднем рабочем часе, которое затрачивается на производство израсходованной стоимости и на производство прибавочной стоимости: 1 час = 60 мин.; отношение необходимого рабочего времени (под необходимым рабочим временем понимается время, затрачиваемое на воспроизводство стоимости, израсходованной на оплату труда.) к прибавочному рабочему времени составляет 12,95% / 87,05%, что в рабочем часе выражается как 7,77 мин. (12,95%) / 52,23 мин. (87,05%).

Таким образом, структура среднего рабочего часа состоит из 7,77 мин., в течение которых работники управления воспроизводят затраченную на оплату их труда стоимость и 52,23 мин., в течение которых производится прибавочная стоимость в бюджет.

Согласно разд. II Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 03.08.2006 № 96, режим служебного времени для служащих предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (п. 2.2). Продолжительность служебного времени составляет 40 часов в неделю с началом работы в 09.00 и ее окончанием в 18.00 (в пятницу – до 16.45) с перерывом на отдых и питание продолжительностью 45 мин. между 12.00 и 14.00 (п. 2.3).

Для удобства расчета, если перевести 40-часовую рабочую неделю на 5 рабочих дней, получаем в среднем 8 рабочих часов в день (40 / 5 = 8).

В первом полугодии 2016 года количество рабочих дней составило 117 часов (или, в перерасчете на рабочие часы, 936 часов).

Имея вышеуказанные данные можно вычислить:

–экономическую структуру среднего рабочего дня (8 часов) по стоимости, а именно: 1,03 часа (12,95%) / 6,97 часа (87,05%), что обозначает то, что в один средний рабочий день в течение 1,03 часа работниками управления воспроизводится стоимость затраченная на оплату их труда, а в течение 6,97 часа производится прибавочная стоимость;

–экономическую структуру рабочего времени в первом полугодии 2016 года (117 рабочих дней): 15,15 дня (12,95%) / 101,85 (87,05%), что обозначает то, что в течение 15,15 рабочего дня работниками управления воспроизводится стоимость затраченная на оплату их труда, а в течение 101,84 дня производится прибавочная стоимость.

Приведенные расчеты показывают высокую эффективность и сверхокупаемость бюджетных расходов, производимых на деятельность Службы. Служба не только возмещает расходы, произведенные на оплату труда ее сотрудников, но и обеспечивает солидные поступления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Но оценка эффективности Службы была бы представлена неполно, если бы во внимание бралась только та произведенная стоимость, которая перечислена исключительно в бюджеты бюджетной системы РФ.

Не только в бюджет

На ФССП, согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц. То есть рабочее время работников Службы затрачивается не только на взыскание задолженности в бюджетную систему РФ, но и на взыскание в пользу иных взыскателей – физических и юридических лиц.

Таким образом, для полноты анализа в расчет должна браться вся взысканная в отчетном периоде сумма (вся вновь произведенная стоимость).

В первом полугодии 2016 года Управлением ФССП России по Волгоградской области всего взыскано и перечислено в пользу взыскателей всех категорий (физических лиц, юридических лиц, публично-правовых образований) 4 812 462 000 руб.

То есть сумма произведенной за указанный период прибавочной стоимости в целом такова: 4 812 462 000 руб. (вновь произведенная стоимость) – 180 378 000 руб. (расходы на оплату труда, производящего стоимость) = 4 632 084 000 руб. (прибавочная стоимость).

Норма прибавочной стоимости: 4 632 084 000 руб. / 180 378 000 руб. = 2 567,98%.

В структуре вновь произведенной стоимости в размере 4 812 462 000 руб.:

–3,75% (180 378 000 руб.) составляет израсходованная заработная плата;

–96,25% (4 632 084 000 руб.) прибавочная стоимость.

Структура рабочего времени (часа, дня, полугодия) в таком случае меняется следующим образом:

–средний рабочий час = 2,25 мин. (3,75%) – необходимое рабочее время (то есть время, в течение которого воспроизводится стоимость заработной платы) и 57,75 мин. (96,25%) – время, в течение которого производится прибавочная стоимость;

–средний рабочий день (8 часов) = 0,3 часа (3,75%) – необходимое рабочее время, 7,7 часа (96,25%) – прибавочное рабочее время;

–полугодие (117 рабочих дней) = 4,39 рабочего дня (3,75%) – необходимое рабочее время, 112,61 рабочего дня (96,25%) – прибавочное рабочее время.

Вышеприведенные расчеты массы и нормы произведенной Службой прибавочной стоимости показывают уровень существующей в настоящее время в Службе производительности труда.

Отношение количества необходимого и прибавочного труда в общем рабочем времени показывает, насколько указанный уровень производительности высок в настоящее время: лишь 3,75% рабочего времени требуется для воспроизводства расходов на труд, а в течение 96,25% рабочего времени производится прибавочная стоимость, то есть стоимость сверхрасходов на оплату труда.

На указанные расчеты можно возразить, что в качестве необходимых затрат на оплату труда нужно брать во внимание не весь объем заработной платы (180 378 000 руб.), включающей в себя оплату труда обслуживающего персонала (водителей, уборщиков помещений), а также иных государственных служащих непосредственно не занимающихся исполнением исполнительных документов (судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, дознавателей, специалистов по ведению депозитного счета и т. д.), а во внимание необходимо принимать только оплату труда судебных приставов-исполнителей, в результате деятельности которых денежные средства взыскиваются с должников (труд которых непосредственно производит стоимость). Но данные рассуждения были бы неверными.

Коллектив управления, как и ФССП России в целом, с экономической точки зрения представляет собой кооперацию, то есть форму труда, при которой много лиц планомерно работают рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства3.

Без труда иных лиц, которые в рамках своей компетенции обеспечивают возможность реализации судебными приставами-исполнителями своих непосредственных функций (судебные приставы по ОУПДС обеспечивают безопасность при совершении исполнительных действий, специалисты по ведению депозитного счета обеспечивают перечисление взысканных средств взыскателю, иные специалисты (так называемые помощники) обеспечивают ведение работы по документационному обеспечению и т. д.), невозможно было бы достичь столь высокого уровня производительности труда, не говоря о том, что без создания единой централизованной системы управления труд всего коллектива был бы разрозненным и не достигал единой цели.

Таким образом, весь коллектив управления (как и Службы в целом) следует рассматривать как единый организм, как кооперацию.

Это много или мало?

Но представление об эффективности работы Службы было бы неполным, если бы мы ограничились только категориями массы и нормы прибавочной стоимости без учета всего затраченного на деятельность Службы финансирования.

С экономической точки зрения прибавочная стоимость, представленная как порождение всего авансированного капитала, приобретает превращенную форму прибыли.

Экономический расчет прибыли представляет собой прирост стоимости над издержками производства (под которыми понимается сумма средств, затраченных на заработную плату, плюс сумма средств, затраченных на средства производства; ср. у К. Маркса: «Если рассматривать весь процесс с точки зрения его результата – продукта, то и средства труда и предмет труда оба выступают как средства производства, а самый труд – как производительный труд»4).

Норма прибыли определяется как отношение прибавочной стоимости ко всем произведенным издержкам.

Как уже было изложено выше, общий объем профинансированных на деятельность управления расходов составил 284 006 000 руб., из которых – 180 378 000 руб. на оплату труда работников управления, 103 628 000 руб. – расходы на средства производства (покупку и ремонт транспорта, оргтехники, почтовые расходы и т. д.).

Общая произведенная в первом полугодии 2016 года стоимость составляет 4 812 462 000 тыс. руб.

Вновь произведенная за указанный период стоимость (масса прибавочной стоимости) такова: 4 812 462 000 руб. (вся произведенная стоимость) – 180 378 000 руб. (расходы на оплату труда) = 4 632 084 000 руб.

Таким образом, норма прибыли, то есть отношение прибавочной стоимости ко всем произведенным издержкам, в первом полугодии 2016 года составила 4 632 084 000 руб. / 284 006 000 руб. = 1 630,98%.

Для понимания вопроса о том, много это или мало (имеется в виду норма прибыли в 1 630,98%) можно сравнить данный показатель с тем уровнем, который считается приемлемым в экономике в целом, а также с некоторыми отраслями российского производства.

Так, Б. Райзбергом, Л. Лозовским, Е. Стародубцевой указано на то, что «принято считать, что норма прибыли (рентабельность) от 15 до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли»5.

На официальном сайте Федеральной службы государственной статистики опубликована масса данных о рентабельности тех или иных сфер производства, в том числе и по различным отраслям.

Так, согласно опубликованным данным рентабельность активов российских организаций в целом по экономике выглядела следующим образом: 2005 год – 8,8%; 2010 год – 6,7%; 2011 год – 6,5%; 2012 год – 6,1%; 2013 год – 4,5%.

Наибольшая рентабельность в отдельных максимальных периодах зафиксирована в таких сферах, как металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (2005 год – 20,4%), добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (2011 год – 20,2%), производство кокса и нефтепродуктов (2005 год – 18,9%). В иных отраслях экономики указанный показатель ниже приведенных.

Итак, изложенные данные позволяют сделать вывод о том, что на текущий момент Службой достигнуты существенные результаты в производительности труда при исполнении судебных актов и актов иных уполномоченных органов. Вместе с тем говорить о достижении идеала, конечно же, еще рано.

Никто не отрицает, что у Службы имеется еще множество недостатков, которые следует преодолеть и, в свою очередь, преодоление которых позволит еще более повысить эффективность работы, увеличить объем взыскиваемых денежных средств, а также количество исполненных судебных актов и актов иных уполномоченных органов.

Главным источником дальнейшего развития производительности труда является совершенствование средств производства и, прежде всего, средств труда. «Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд6».

1 К. Маркс. Капитал. Т. I, М., 1967. С. 46.

2 К. Маркс. Там же. С. 54.

3 К. Маркс. Там же. С. 337.

4 К. Маркс. Там же. С. 192.

5 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2011.

6 К. Маркс. Там же. С. 191.