Суды решили так (УСН) («Малая бухгалтерия», № 08, 2016 г.)

| статьи | печать

[-] Выручка от реализации товаров за смену, начавшуюся 31 декабря 2012 г. и закончившуюся 1 января 2013 г., должна отражаться в день составления Z-отчета, то есть 1 января 2013 г., и включаться в доходы 2013 г.

(Постановление АС Уральского округа от 13.10.2016 № Ф09-8506/16)

Инспекция повела выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя, применяющего УСН. По результатам проверки принято решение о привлечении предпринимателя к ответственности с доначислением налогов по общей системе налогообложения. Основанием явилось выявленное налоговым органом в ходе проверки превышение предпринимателем в IV квартале 2013 г. величины предельного размера дохода (60 млн руб.), исключающее право такого налогоплательщика на применение УСН. Данное превышение произошло, в том числе, в результате невключения предпринимателем в доход за 2013 г. выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники.

Предприниматель отнес выручку АЗС, полученную в смену, начавшуюся 31 декабря 2012 г. и закончившуюся 1 января 2013 г., к доходам 2012 г.

Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в суд, но дело проиграл.

При вынесении решения суд обратил внимание на следующее.

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности (п. 4 ст. 346.11 НК РФ).

Пунктами 3.1, 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (действовавшего в проверяемом периоде), утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее — Положение № 373-П), действия которого распространяются в том числе на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), установлено, что прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам. При ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег.

Пунктом 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470, установлено, что контрольная лента — первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о контрольно-кассовой технике и наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

Перечнем печатаемых на чековых и контрольных лентах основных буквенно-символьных обозначений, используемых в контрольно-кассовых машинах, установлено, что буквой Z обозначается отчет с гашением (Z-отчет), который формируется на контрольно-кассовой технике при проведении операции закрытия смены (приложение № 1 к протоколу № 12 заседания Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее — ГМЭК) от 23.08.94).

При этом данные сменного отчета согласно п. 3.7 Технических требований к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, утвержденных Решением ГМЭК от 23.06.95, регистрируются в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Ввиду изложенного, суд указал на то, что в Z-отчете должна быть отражена выручка за рабочую смену контрольно-кассовой техники, при этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте контрольно-кассовой техники.

Проанализировав представленные налогоплательщиком Правила внутреннего трудового распорядка для работников, Инструкцию о порядке оприходования ежедневной выручки, а также о порядке закрытия смены для операторов, установив, что журналы кассира-операциониста, а также Z-отчет составляются на конец смены, которая в рассматриваемом случае при круглосуточной работе АЗС не совпадает с началом календарных суток (материалами дела подтверждается снятие Z-отчета по смене 31.12.2012—01.01.2013 именно 1 января 2013 г.), пришел к выводу, что выручка от реализации товаров за смену, начавшуюся 31 декабря 2012 г. и закончившуюся 1 января 2013 г., должна отражаться в день составления Z-отчета, то есть 1 января 2013 г., и включаться в доходы 2013 г.

В результате суд пришел к выводу о необоснованном включении налогоплательщиком в 2012 г. в доход по УСН выручки, полученной 1 января 2013 г. с применением контрольно-кассовой техники.

[-] Доходы индивидуального предпринимателя от реализации объектов недвижимости, приобретенных и реализованных без указания в договорах в договорах статуса предпринимателя, но использовавшихся им в предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению в рамках УСН

(Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.10.2016 по делу № А70-16747/2015)

Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Согласно сведениям из ЕГРИП основным видом деятельности предпринимателя является сдача внаем собственного недвижимого имущества.

По результатам проверки представленной предпринимателем налоговой декларации инспекция вынесла решение о привлечении его к ответственности с доначислением налога и пеней. Основанием послужил вывод налогового органа о том, что предприниматель не отразил в графе «доходы» выручку от продажи недвижимого имущества, в результате чего занизил налог.

Спорные объекты недвижимости приобретались и отчуждались предпринимателем без указания в договорах статуса предпринимателя.

Не согласившись с решением налоговиков, предприниматель обратился в суд.

Суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных им требований. При этом он исходил из того, что хотя недвижимость приобреталась и отчуждалась предпринимателем без указания в договорах его статуса, однако использовалась им в предпринимательской деятельности и имела статус нежилых помещений, поэтому доходы от реализации данных объектов недвижимости необходимо включать в налоговую базу при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция поддержала выводы судов. АС Западно-Сибирского округа обратил внимание на следующее.

Предпринимателем в 2007, 2013 и 2014 гг. были приобретены четыре объекта недвижимости — три квартиры и нежилое помещение.

Впоследствии все жилые помещения (квартиры) были переведены в нежилые.

Суды установили, что названные объекты недвижимости использовались предпринимателем в предпринимательской деятельности: в одном из помещений размещался магазин самого предпринимателя, остальные помещения сдавались в аренду, суммы доходов, полученные от сдачи в аренду нежилых помещений, перечислялись на счет предпринимателя и отражались в книге учета доходов и расходов.

Поскольку указанное имущество использовалось в предпринимательской деятельности, значит, доходы, полученные предпринимателем от его реализации, должны были учитываться при формировании налоговой базы по УСН как доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

[+] Поскольку НК РФ не регулирует порядок определения остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного при УСН с объектом «доходы», при переходе на общий режим налогообложения рассматриваемая ситуация толкуется в пользу налогоплательщика, который не может быть ущемлен по сравнению с иными налогоплательщиками, которые при сходных обстоятельствах могут применять нормы об амортизации

(Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.10.2016 по делу № А19-11212/2015)

АО с момента образования и до 31 декабря 2011 г. применяло упрощенную систему налогообложения с объектом обложения «доходы». С 2012 г. оно перешло на общую систему налогообложения, следовательно, начиная с 1 января 2012 г. у налогоплательщика возникла обязанность по ведению бухгалтерского учета.

Согласно документам налогоплательщика — главной книге, оборотно-сальдовой ведомости по счетам за 2012 г., инвентарным карточкам по объектам основных средств, ведомости начисления амортизации — предприятием по состоянию на 1 января 2012 г. были поставлены на учет основные средства, приобретенные до 2012 г., по цене приобретения. Сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств» на 1 января 2012 г. составило 0 руб.

С февраля 2012 г. общество начало производить исчисление амортизации, которую полностью включало в состав расходов при исчислении налога на прибыль за 2012 г.

По мнению налогового органа, для целей налогообложения включение суммы начисленной амортизации в расходы по объектам основных средств, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, неправомерно, поскольку это было бы возможным только в случае, если бы налогоплательщик применял УСН с объектом обложения «доходы минус расходы». Соответственно, налогоплательщиком допущено занижение налоговой базы по налогу на прибыль вследствие неправомерного включения в состав затрат, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, суммы начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения упрощенной системы налогообложения.

Общество обратилось в суд и выиграло дело.

Суд указал, что при применении УСН налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств в порядке, определенном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Учитывая, что НК РФ не содержит норм, которые бы регулировали порядок определения в налоговом учете остаточной стоимости амортизируемого имущества, приобретенного во время применения УСН с объектом налогообложения «доходы», при переходе на общий режим налогообложения, рассматриваемая ситуация толкуется в пользу налогоплательщика, который не может быть ущемлен по сравнению с иными налогоплательщиками, которые при сходных обстоятельствах могут применять нормы об амортизации.

Кроме того, суд отметил, что налоговым органом не учтены сроки ввода в эксплуатацию объектов основных средств. В период применения УСН и приобретения спорных объектов общество не получало доходов от использования указанного имущества, следовательно, указанное имущество не использовалось при применении УСН. Согласно представленным документам до 1 января 2012 г. спорное имущество находилось на консервации.

В результате суд пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно применил расходы по амортизации спорных объектов.