Новая позиция ВС РФ

| статьи | печать

Верховный Суд РФ Определением от 23.09.2016 по делу № А40-94960/2015 обозначил совершенно новую позицию относительно признания расходов на выплату компенсаций при увольнении работников. Поводом для спора послужило неправомерное, по мнению налоговой инспекции, включение в налоговую базу по налогу на прибыль компенсаций, выплаченных работникам при увольнении.

Обстоятельства дела

Налоговая инспекция отказала ООО «Парламент Продакшн» во включении в состав расходов компенсаций в размере 3,7 млн руб., выплаченных сотрудникам при увольнении по соглашению сторон.

Суды первой и апелляционной инстанций, основываясь на устойчивой арбитражной практике последних лет, поддержали инспекцию и обосновали свою позицию следующим образом:

–выплаты при увольнении не были связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей;

– в трудовых договорах сотрудников отсутствовало условие о компенсациях при увольнении: такие выплаты были закреплены в соглашениях о расторжении трудового договора, а также в дополнительных соглашениях, подписанных за день до увольнения. Арбитражный суд Московского округа встал на сторону налогоплательщика, посчитав, что компенсации увольняемым работникам могут быть включены в состав расходов на оплату труда как прочие расходы, поскольку перечень расходов, указанный в ст. 255 НК РФ, является открытым.

Рассмотрев кассационную жалобу инспекции, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ (СКЭС ВС РФ) отменила решения нижестоящих судов и направила дело в Арбитражный суд г. Москвы для пересмотра.

Позиция СКЭС ВС РФ

При вынесении решения СКЭС ВС РФ не ограничилась формальным подходом к вопросу, заявив о необходимости исследовать природу производимых выплат и их экономическую оправданность.

Также был принят во внимание тот факт, что с 01.01.2015 вступили в силу поправки в п. 9 ст. 255 НК РФ, предусматривающие возможность отнесения к расходам на оплату труда выходных пособий и иных выплат увольняемым работникам согласно трудовым договорам или отдельным соглашениям к ним.

Аргументируя свою позицию, СКЭС ВС РФ указала на следующее.

  • Перечень расходов на оплату труда, предусмотренный ст. 255 НК РФ, является открытым.

  • Компенсации работникам, увольняемым по соглашению сторон, могут быть учтены в составе расходов, даже если такие выплаты производятся по дополнительным соглашениям или по соглашениям о расторжении трудового договора.

  • Но при этом компенсации должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованны и документально подтверждены. ВС РФ обратил внимание на то, что налогоплательщик должен обосновать размер выплат (особенно при значительном размере выплат и их явной несопоставимости обычному размеру выходного пособия) и цель, которая преследуется налогоплательщиком при расторжении трудового договора с конкретным работником.

Выводы и рекомендации

Для усиления правовой позиции компании мы рекомендуем разрабатывать и включать в документы, регулирующие трудовые отношения (локальные нормативные акты, политики, соглашения о расторжении трудового договора и пр.), формулировки, направленные в том числе на обоснование экономической целесообразности компенсаций и их размера.

В дополнение к общим политикам мы рекомендуем разрабатывать наиболее адекватную аргументацию применительно к каждому конкретному случаю. Например, в соглашении о расторжении трудового договора с работником, который потенциально может создать конкурирующий бизнес, компенсация может быть дополнительно обусловлена возложением на такого работника определенных обязательств.

Решение по делу ООО «Парламент Продакшн» может существенно повлиять на подход налоговых органов и судов к вопросу доказывания обоснованности расходов на оплату труда.