Евразийская экономическая интеграция по-прежнему востребована, но…

| статьи | печать

Пятая волна исследовательского проекта «Интеграционный барометр ЕАБР», с 2012 г. реализуемого Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) в партнерстве с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор», показала, что в целом уровень поддержки евразийской интеграции со стороны населения государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ряда соседних стран в 2016 г. превышает 60%. При этом зафиксирован рост безразличия к интеграционному процессу.

В силу профиля нашего издания и обширности «Интеграционного барометра ЕАБР» мы представляем из него выводы по экономической части исследования. Но предварительно кратко изложим оценку политического фактора евразийской интеграции.

Отношение населения охваченных исследованием семи стран — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана — к ЕАЭС в целом авторы исследования оценивают как позитивное. За исключением Армении, в странах — членах ЕАЭС доли положительных оценок евразийской интеграции в 2016 г. составили более 60% — от 63% в Беларуси до 81% в Кыргызстане.

При этом в Беларуси выявлен рост общественной поддержки участия в ЕАЭС за год с 60 до 63%, в то время как в остальных странах — членах Союза этот показатель имеет тенденцию к понижению. Так, в Казахстане за минувший год произошло снижение поддержки участия в ЕАЭС с 80 до 74%, в Кыргызстане — с 86 до 81%.

Наиболее заметное снижение общественной поддержки участия в Евразийском экономическом союзе выявлено в России (с 78 до 69%) и Армении (с 56 до 46%).

Почти во всех указанных случаях снижение уровня поддержки евразийской интеграции произошло за счет роста доли оценок «безразлично», а в Армении — в том числе и за счет роста отрицательных оценок (на 5 п.п.).

Теперь к экономике.

Товары, произведенные в странах региона СНГ, пользуются наибольшей популярностью в Таджикистане (72% предпочтений) и Казахстане (62%). В Кыргызстане этот показатель также довольно высок (56%), но не является доминирующим. Однако в Кыргызстане наблюдается резкий подъем интереса к приобретению товаров из стран региона СНГ: с 34% в 2015 г. до 56% в 2016-м.

Тенденция к повышению привлекательности товаров из Евросоюза наблюдается почти во всех странах — участницах исследования, кроме Таджикистана. К импорту из ЕС наиболее лояльно население Молдовы (56% предпочтений и самый высокий уровень в исследуемой выборке). На потребление продукции «остального мира» в большей степени ориентированы респонденты из Кыргызстана (62%).

Наиболее похожи по потребительским предпочтениям жители России и Беларуси: для них характерно примерно одинаковое тяготение к товарам из Евросоюза и стран «остального мира» (доли респондентов, выбравших данные блоки, варьируются от 44% в России до 51% в Беларуси). Однако население Беларуси несколько чаще ориентируется на приобретение продукции, произведенной в странах региона СНГ, — 33% респондентов предпочли российскую продукцию. Схожая ситуация наблюдается в России, где 25% опрошенных выбрали товары белорусского производства. Вместе с тем в обеих странах чуть больше предпочтений отдано товарам из Германии. В Армении выражена лояльность к импорту из стран региона СНГ (40%) и ЕС (48%).

В тройку наиболее популярных стран-производителей, согласно средним показателям за 2014—2016 гг., чаще всего входили Россия, Германия и Турция. Среди других государств в топ-3 упоминаний вошли Япония, Китай, США, Беларусь, Франция и некоторые другие страны ЕС.

Наиболее ориентированы на собственный национальный рынок товаров жители Молдовы (42%), России (35%) и Армении (30%); наименее — Таджикистана (3%) и Кыргызстана (8%).

Приток иностранного капитала, согласно мнению населения семи исследованных стран, наиболее желателен из географически близких государств региона СНГ и «остального мира» (по 46% соответственно). Средний показатель общественного доверия к капиталу из Евросоюза несколько ниже — 40%.

Несмотря на некоторый спад, население Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана демонстрирует наибольшую заинтересованность в притоке капитала (инвестиций, бизнеса) из региона СНГ в сравнении с другими странами. Тем не менее за минувший год зафиксировано значимое снижение доли поддерживающих приток капитала из этого региона в Таджикистане (с 75 до 64%, что примерно равно уровню 2013 г.) и Кыргызстане (с 64 до 54%).

Предпочтение инвестициям и приходу компаний из стран Европейского союза отдается населением Молдовы (57%). Что касается притока капитала из стран «остального мира», то в 2016 г. ярко выраженных предпочтений не наблюдается ни в одном из рассматриваемых государств.

Более всего склонно к «закрытости» экономики от иностранного капитала население России (40%) и Казахстана (34%). Однако большая часть респондентов из семи стран, принявших участие в исследовании 2016 г., поддерживает политику «открытости» экономики к привлечению иностранного капитала. В рейтинг самых желательных стран-инвесторов вошли Россия, Германия, США, Китай и Япония.

При определении предпочтительных партнеров в области науки и техники выявлен перевес в сторону государств «остального мира» — 54%, тогда как интерес к странам региона СНГ выразили 44% опрошенных, а к группе стран ЕС — 40%. Ориентация на сотрудничество в сфере науки и техники во всех государствах связана с Россией, которую в среднем по семи странам упомянули 40% респондентов, Германией (32%) и Японией (31%).

Возможность сотрудничества по вопросам науки и техники со странами блока СНГ привлекает более всего жителей Таджикистана (66%). В Кыргызстане же за минувший год произошло падение интереса к научно-техническому сотрудничеству с государствами этого региона с 58 до 42%.

По данным опроса 2016 г., научно-техническое сотрудничество с Евросоюзом не является приоритетным для респондентов, в то время как проведение совместных исследований, обмен разработками, технологиями и научными идеями с «остальным миром» предпочтительно на всех изучаемых территориях, кроме Молдовы и Казахстана. В Таджикистане доля населения, поддерживающего сотрудничество в сфере науки и техники со странами «остального мира», увеличилась с 31 до 50%. Положительная динамика также наблюдается в Кыргызстане, где доля населения с подобными установками выросла с 50 до 61%.

В вопросе трудовой миграции респонденты отдают предпочтение соседям по региону СНГ (28%), тогда как ЕС и странам «остального мира» отдано 22 и 20% предпочтений соответственно. Наиболее популярными направлениями для потенциальных трудовых мигрантов в среднем по всей выборке являются Россия (27%), Германия (12%) и США (10%).

Что касается дифференциации предпочтений по доходным группам, то настрой на работу в США и Германии материально обеспеченные слои населения проявляют чаще, чем необеспеченные. Это заметно проявляется в Армении, Кыргызстане, Молдове и России. А в Беларуси, Казахстане и Таджикистане различий между доходными группами нет.

Вместе с тем временное трудоустройство за рубежом не является доминантой в планах населения: суммарный показатель по затруднившимся ответить и выбравшим вариант «такой страны нет» остается довольно высоким на протяжении всех волн «Интеграционного барометра» и в 2016 г. составляет в среднем по странам 44%.

То же самое касается вопроса переезда в другую страну на постоянное место жительства: везде, кроме Молдовы, Армении и Таджикистана, доля населения, не намеренного менять место жительства, превышает 60%.

По вопросу переезда на постоянное место жительства в другую страну серьезной дифференциации между доходными группами и общих тенденций не выявлено (за исключением отдельных направлений переезда в ряде государств). То же касается и выбора ответа «таких стран нет». В Армении, Молдове, России и Таджикистане этот вариант низкодоходные группы выбирают чаще, чем высокодоходные, а в Казахстане и Кыргызстане, напротив, реже.

Подводя итоги по совокупности трех интеграционных факторов — политического, экономического, социокультурного, — авторы исследования делают вывод, что для относительного большинства рассмотренных стран приоритетным вектором притяжения является постсоветское пространство и ключевым фактором остается политический. На постсоветское пространство, по итогам опросов в 2016 г., оказалось преимущественно ориентированным население Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Несмотря на относительную стабильность геополитического позиционирования этой группы стран в последние два года, исследователи обращают внимание на нестабильные настроения в Армении и России: первая все больше двигается в сторону «многовекторности», а во второй, напротив, растут ориентации в сторону региона СНГ.

Отношение к возможным интеграционным действиям внутри ЕАЭС, % респондентов

Вы за или против...

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

…введения единой валюты в странах ЕАЭС

- за

45

41

58

69

54

- против

42

31

27

25

27

- затрудняюсь ответить

13

28

15

7

20

…создания общей телерадиовещательной компании стран ЕАЭС

- за

52

59

69

72

67

- против

34

20

18

21

16

- затрудняюсь ответить

14

21

13

7

17

…разрешения свободного передвижения граждан стран ЕАЭС внутри Союза с возможностью жить, работать, учиться и вести бизнес где угодно в странах ЕАЭС

- за

78

71

76

87

70

- против

13

13

13

9

15

- затрудняюсь ответить

9

17

11

4

14

…расширения ЕАЭС путем включения в Союз других стран

- за

61

65

62

72

67

- против

23

11

20

15

13

- затрудняюсь ответить

17

24

18

12

20

…заключения соглашения о свободной торговле и инвестициях между странами ЕАЭС и Европейским союзом

- за

79

68

71

82

68

- против

11

12

12

9

13

- затрудняюсь ответить

10

20

18

9

19

ИСТОЧНИК: Интеграционный барометр ЕАБР — 2016