Минфин представил поправки в закон об ОСАГО

| статьи | печать

То, что Минфин скромно назвал поправками (на весеннюю сессию Госдумы), на самом деле больше походит на серьезную реформу системы автострахования. Вот несколько новаций: ввести дополнительные санкции для страховщиков за задержку выплат по ОСАГО, переписать действующую систему скидок для автолюбителей за безаварийную езду, реформировать систему бонус-малус, ввести три типа полисов. И главное, предлагается привязать стоимость полиса ОСАГО к водителю, а не к автомобилю.

Как сказал газете «Ведомости» замминистра финансов Алексей Моисеев, «конечная цель поправок — перевернуть все с ног на голову». Он пояснил, что имеется в виду.

Цена полиса будет зависеть прежде всего от водителя, а не от автомобиля. В поправках вовсе отсутствуют коэффициенты, связанные с техническими характеристиками автомобиля и «территорией преимущественного использования». Взамен в них есть коэффициент, отражающий водительские навыки. Под этим подразумевается не только стаж вождения, но и «профессиональная компетентность».

На коэффициенты повлияет выбранная автовладельцем страховая сумма. Регулирование данных коэффициентов Минфин предлагает поручить ЦБ РФ.

Сохраняется ограничение на максимальный размер премии, рассчитанный с применением коэффициентов: она не должна превышать пятикратную базовую ставку.

Минфин предлагает систему, при которой страховщик сможет устанавливать коэффициенты, характеризующие автовладельца и лиц, которых он допустит к управлению автомобилем. В пояснительной записке к проекту Минфина поясняется, что при определении компетентности водителя будет учитываться то, насколько агрессивно он водит, привлекался ли к административной или уголовной ответственности за опасную езду. Поправки предлагают учитывать наличие и число страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине каждого водителя, по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, и по всем договорам ОСАГО.

Получается, что один застрахованный водитель может владеть или пользоваться несколькими автомобилями. А. Моисеев поясняет: «Так же, как сейчас, водитель категории В может управлять любым автомобилем этой категории, у него будет полис, который позволит управлять любым автомобилем из данной категории и быть застрахованным».

Это вызывает серьезные возражения страховщиков. Надо будет менять и базы данных, и системы оценок, учета. Это стоит денег, а страховщики настаивают, что ОСАГО прибыль не дает.

Замминистра финансов говорит: «За это (привязку полиса к водителю. — «ЭЖ») в отличие от других новелл, которые [в поправках] прописаны, мы очень жестко бороться не будем».

Настаивать Минфин намерен на введении возможности расширения страхового покрытия. Для определения цены полиса вводится коэффициент, зависящий от страховой суммы. Стандартная компенсация — 400 000 руб. за ущерб имуществу и 500 000 руб. за ущерб жизни или здоровью. Предлагается еще два варианта: по 1 млн руб. и по 2 млн руб. Эту новацию министерство объясняет в пояснительной записке к законопроекту так: «Страхового возмещения по договору обязательного страхования все чаще не хватает для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий, что приводит к недовольству потребителей услугами страховщиков по обязательному страхованию».

Намерен настаивать Минфин и на принятии поправок в части, определяющей санкции для страховщиков за просрочку выплат. Министерство предлагает установить неустойку для страховых компаний. В законопроекте говорится, что размер финансовой санкции, выплачиваемой страховщиком потерпевшему при просрочке направления ему мотивированного отказа в страховой выплате, устанавливается в размере 200 руб. за каждый день просрочки, что соответствует установленному в настоящее время размеру (0,05% от страховой суммы). Максимальный размер финансовой санкции ограничивается на уровне 10 000 руб.