Сырьевые отрасли: угасать нам рановато…

| статьи | печать

Экономическая активность в августе — сентябре нынешнего года выросла, однако значительная часть роста пришлась на сырьевые секторы — добывающую промышленность, грузооборот и сельское хозяйство. В это же время несырьевые отрасли демонстрируют снижение объемов производства и находятся вблизи своих локальных минимумов.

Индекс базовых видов экономической деятельности, который считается ключевым оперативным показателем уровня экономической активности, в сентябре снизился на 1,1% после роста на 1,8% в августе (здесь и далее — прирост к предыдущему месяцу, сезонность устранена, если не указана другая база сравнения). В целом же за два месяца активность выросла.

«Тем не менее переоценивать этот факт не стоит, — считает аналитик Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов. — Значительная часть роста пришлась на грузооборот и добывающую промышленность, динамика которых в определенной степени обособлена от основной части экономики».

Спрос остается слабым

Показатель внутреннего частного спроса, в котором ученые «Вышки» учитывают динамику потребительского спроса и инвестиционную активность в строительстве, за два месяца не показал устойчивого роста.

Потребительский спрос в сентябре снизился, отыграв почти весь рост августа. При этом розничный товарооборот три месяца подряд демонстрировал положительную динамику и в сумме прибавил 0,8%. Однако при сравнении с масштабом падения (–15% к среднему уровню 2014 г.) рост последних месяцев вполне может оказаться временной коррекцией.

Оптовая торговля, исходя из данных Росстата, упала в сентябре на 5,7% после роста на 6,3% в августе. Несмотря на сильные колебания в различном направлении, можно предположить, что состояние сектора близко к стагнации.

Потребление платных услуг, в целом не меняющееся с середины 2015 г., в сентябре и вовсе упало ниже уровней июня и июля.

Переход к устойчивому восстановлению потребительского спроса затруднен неустойчивой динамикой реальных доходов граждан. В сентябре 2016 г., по данным Института социальной политики ВШЭ, среднедушевые доходы населения составили 30 125 руб. В реальном выражении это соответствует 97,2% от уровня доходов в сентябре предыдущего года и 91,3% от показателя начала осени 2014 г.

Сентябрь 2016 г. стал 23-м подряд месяцем сокращения реальных доходов россиян. По сравнению с октябрем 2014 г. — последним периодом роста реальных доходов — падение составило 14%.

Восстановительный рост строительства, наблюдавшийся в июне — августе и компенсировавший половину падения двух предшествующих месяцев, сменился в сентябре снижением на 0,6%. Это может означать, что восстановление отрасли приостановилось и строительная активность в ближайшее время останется на невысоком уровне.

В итоге, если в июле внутренний частный спрос вырос на 0,7%, в августе — на 0,8%, то в сентябре он упал на 0,5%, так и не выйдя за границы устойчивого нисходящего тренда, который прослеживается с середины 2015 г.

«На данный момент слабость внутреннего спроса остается главным свидетельством того, что экономика еще не завершила процесс адаптации к новым внешним и внутренним условиям, — подчеркивает Н. Кондрашов. — Без возобновления роста внутреннего спроса рано говорить об устойчивой положительной динамике ВВП».

В промышленности лидирует добыча

В промышленности в сентябре наблюдался определенный рост, расположенный в рамках горизонтального тренда, который наметился в течение последнего года. Причем в первом месяце осени был зафиксирован исторический максимум для индекса добывающих производств. Если за июнь — сентябрь его прирост составил 2,4%, то за один сентябрь — 0,9%.

Вместе с тем эксперты ВШЭ отмечают, что в индекс добывающих производств включена компонента «предоставление услуг добычи нефти и газа», или «нефтесервисные услуги». Именно она «обеспечила» значительную часть роста индекса добывающих производств в августе — сентябре, что, впрочем, не отменяет общего тренда на рост добывающих производств.

Индекс обрабатывающих производств в сентябре фактически не изменился, а в целом за последний год по-прежнему демонстрирует слегка нисходящую динамику.

Грузооборот обновил исторический максимум, продемонстрировав в сентябре рост на 1,2%, а в среднем за июнь — сентябрь увеличение на 1,3%. Основной вклад во «взлет» грузооборота внесло увеличение добычи газа (для внутреннего рынка). Также сыграло роль перенаправление добываемой нефти с внутреннего рынка на внешний (это увеличивает расстояние транспортировки).

Вполне вероятно, что за столь стремительным ростом последует коррекция (например, из-за того, что сентябрьский уровень добычи газа примерно на 5% выше прогноза на 2017 г.). Не стоит также забывать, что грузооборот уже четыре года стагнировал примерно на одном уровне. Динамика последних месяцев еще не означает долгосрочного восходящего тренда.

Рентный уклон усиливается

Статистические данные по экономической активности за последние месяцы, по оценке ученых «Вышки», свидетельствуют об усилении рентного уклона российской экономики. Положительные тренды сохраняются в первичном секторе (сельское хозяйство и добывающая промышленность), а также в обслуживающем добычу транспорте. Тем временем в прочих секторах экономики наблюдаются либо негативные, либо ровные тренды.

В сравнении с докризисным периодом сельское хозяйство выросло на 6,6%, добыча полезных ископаемых — на 3,6%, грузооборот — на 3,4% (показатели за III квартал текущего года к среднему уровню 2014 г., после устранения сезонности).

Все остальные сегменты экономики, напротив, за время кризиса сильно просели: обрабатывающие производства — на 7,2%, оптовая торговля — на 10,2, строительство — на 12,8, розничная торговля — на 14,7, платные услуги населению — на 2,4%.

В среднем за весь кризисный период сырьевые секторы выросли на 4%, несырьевые — упали на 9,3%.

Причем последние три месяца нынешнего года лишь усилили сырьевой крен. Так, в III квартале сельское хозяйство выросло на 1,8% (прирост к предыдущему кварталу, сезонность устранена), добыча полезных ископаемых без вклада нефтесервисных услуг — на 1,1%, грузооборот — на 3,6%. Среди несырьевых секторов продемонстрировал рост только строительный сектор (+2,7%), и то после падения на 7,7% кварталом ранее.

Деление секторов на сырьевые и несырьевые, по словам аналитиков ЦР, важно не только потому, что позволяет зафиксировать процесс «упрощения» российской экономики, можно даже сказать, ее структурной деградации. Это также помогает раздельно оценить влияние внешних или временных факторов (таких как рост внешнего спроса на сырье или хороший урожай) и влияние внутренних факторов (рост спроса в экономике). А от этого уже зависит интерпретация того, в каком состоянии сейчас находится российская экономика.

«При достаточно формальном, если не сказать поверхностном, подходе тот факт, что в III квартале индекс базовых отраслей вырос на 0,4% к II кварталу, логично интерпретировать как признак того, что негативный тренд сломлен и, наконец, начался переход к фазе циклического роста, — комментирует ситуацию Н. Кондрашов. — Однако, как выясняется, почти весь вклад был обеспечен сырьевыми секторами, динамика которых почти никак не связана с общим состоянием экономики; более того, в последующие кварталы их вклад с большой вероятностью будет негативным».

Динамика же несырьевых секторов, в действительности характеризующая состояние экономики, пока выглядит не слишком обнадеживающе. Разумеется, рост сырьевых секторов при прочих равных условиях оказывает благоприятное воздействие на экономику. Однако в III квартале влияние неустойчивых факторов было слишком большим. Тренд к росту, по мнению экспертов ВШЭ, еще не сформировался. Скорее всего, ситуация нормализуется в 2017 г.

Динамика базовых видов экономической деятельности в 2016 г. (прирост к предыдущему месяцу, сезонность устранена), %

Июль

Август

Сентябрь

Сельское хозяйство

1,2       

1,9          

–2

Промышленное производство (по оценке Росстата)

–0,9     

0,5    

–0,3

Промышленное производство (по оценке ЦР ВШЭ)

–1    

0,6

0,2

Добыча полезных ископаемых

0,6

0,4

0,9

Обрабатывающие производства

–2,2   

0,8

–0,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

–0,6

0,3

–0,4

Строительство

2,5  

1,6

–0,6

Грузооборот

1,8

0,6

1,2

Оптовая торговля

–2,8    

6,3

–5,7

Розничная торговля

0,5    

0,1    

0,2

Платные услуги населению

0,0    

2,5    

–2,7

ИСТОЧНИК: Росстат, ЦР ВШЭ