Ответственность все равно есть

| статьи | печать

Согласно п. 10. ст. 152 ГК РФ правила статьи могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих СМИ. Разъясните, пожалуйста, годичный срок установлен только для сведений, которые являются недействительными (при этом не носят порочащего характера)?

Г. Гулевская, г. Абакан

Ответ. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 152 ГК РФ, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, за исключением случаев, когда распространитель докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

В пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 (далее – Постановление Пленума № 3) разъяснялось, что обстоятельствами, имеющими значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения сведений о лице; порочащий характер этих сведений; несоответствие таких сведений действительности. В отсутствие хотя бы одного из них иск удовлетворению не подлежит (смотрите также п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.03.2016, Определение ВАС РФ от 20.07.2009 № 8390/09).

Таким образом, прежняя редакция ст. 152 ГК РФ предоставляла право на защиту чести, достоинства и деловой репутации только в том случае, если распространенные о заинтересованном лице сведения носили ложный и порочащий характер.

Поскольку честь, достоинство и деловая репутация, как объекты гражданских прав, отнесены законодателем к нематериальным благам (п. 1 ст. 151 ГК РФ), то исковая давность на требования об их защите не распространяется (ст. 208 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 14 Постановления Пленума № 3). Поэтому по общему правилу заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих чести, достоинства и деловой репутации в любой период времени с момента распространения порочащих его сведений.

Однако Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 152 ГК РФ была дополнена п. 10, в силу которого правила п. 1–9 ст. 152 ГК РФ, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности (п. 12 ст. 1 Закона № 142-ФЗ). Иными словами, действующая редакция ст. 152 ГК РФ охватывает теперь и те случаи, когда распространенные о гражданине сведения не отвечают критерию порочности, но не соответствуют действительности, то есть достаточно одного утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности в то время, к которому относятся такие сведения. При этом срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.

Из буквального содержания п. 10 ст. 152 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 208 ГК РФ следует, что специальный годичный срок исковой давности установлен исключительно в отношении требований о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина от всякого искажения информации о нем в средствах массовой информации, если она не содержит сведений порочащего характера. Полагаем, что само употребление законодателем оборота о применении специального давностного срока «к указанным требованиям» охватывает лишь ситуации распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине в средствах массовой информации, поименованных в п. 10 ст. 152 ГК РФ, и расширительному толкованию не подлежит. В остальных случаях исковая давность на требования о защите нематериальных благ, включая честь, достоинство и деловую репутацию, не распространяется (апелляционные определения СК по гражданским делам ВС Республики Башкортостан от 15.07.2014 по делу № 33-9785/2014, СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20.08.2015 по делу № 33-8603/2015).

Отметим, что положения п. 10 ст. 152 ГК РФ вступили в законную силу с 1 октября 2013 года и подлежат применению к правоотношениям сторон, возникшим после указанной даты, на основании п. 1 и 2 ст. 3 Закона № 142-ФЗ. По правоотношениям, имевшим место до дня вступления в силу Закона № 142-ФЗ, положения Гражданского кодекса РФ в действующей редакции применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления его в силу. Иными словами, если недостоверные сведения о гражданине опубликованы в средствах массовой информации до 1 октября 2013 года, то правила п. 10 ст. 152 ГК РФ применению не подлежат (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2015 № 33-29548/15).