Актуально («эж-ЮРИСТ», № 44, 2016)

| статьи | печать

Споры о представителе

Президент ФПА РФ Ю. Пилипенко направил письмо помощнику Президента РФ – начальнику Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой письмо, в котором выражено категорическое несогласие ФПА РФ с предложением изменить нормативное регулирование института представительства в административном судопроизводстве.

Федеральная палата адвокатов РФ рассмотрела проекты трех федеральных законов. Если законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и «О внесении дополнения в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации» в целом одобрены, то по третьему документу у ФПА РФ имеются серьезные возражения.

Дело в том, что законопроект «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты» содержит, в частности, предложение об отказе от обязательного профессионального представительства. В пояснительной записке отступление от существующего порядка профессионального судебного представительства обосновывается активной ролью суда в административном судопроизводстве. Однако, как отмечает ФПА РФ, термин «активная роль суда» в КАС РФ определен в ином контексте – «состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда» (п. 7 ст. 6 КАС РФ). А истинная состязательность и равноправие сторон «возможны лишь при надлежащей юридической квалификации сторон и (или) их представителей, что невозможно обеспечить, устранив из положений Кодекса существующее в настоящее время требование об обязательном наличии у представителя высшего юридического образования или статуса адвоката», – подчеркивается в правовой позиции ФПА.

Наличие у представителя стороны высшего юридического образования являлось одним из краеугольных положений реформы административного судопроизводства в России. Ведь в рамках административного судопроизводства (в отличие от гражданского) гражданину или организации всегда противостоит субъект, осуществляющий государственные или иные публичные полномочия. А он «по определению обладает более высокой правовой квалификацией, чем не имеющий юридического образования гражданин».

Рассматриваемые в порядке административного судопроизводства дела представляют для граждан наибольшую сложность с точки зрения реализации ими своих процессуальных прав и обязанностей. И именно поэтому в КАС РФ предусмотрена такая гарантия обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства, как обязательное наличие у представителя высшего юридического образования.

Более того, допуск в административное судопроизводство представителей без юридического образования противоречит обязательствам, принятым Россией при вступлении во Всемирную торговую организацию.

Декриминализация УК РФ продолжится

На совещании судей Центрального федерального округа среди прочих вопросов обсуждалась дальнейшая декриминализация некоторых видов преступлений небольшой тяжести.

По мнению главы ВС РФ, необходимо ввести в законодательство понятие уголовного проступка, наказание за который не должно быть связано с лишением свободы. Особенно если этот проступок совершен в первый раз.

В. Лебедев заявил о необходимости разработки новой концепции УК и УПК. Он объяснил это большим количеством поправок, вносимых в кодексы с подачи правоохранительных ведомств. Например, в УПК РФ за последние 15 лет внесено свыше 200 поправок. Это усложняет правоприменение.

«После внесения серьезных изменений в УПК в Верховном Суде вынуждены собирать научно-консультативный совет, – заметил председатель ВС РФ, – чтобы разъяснить судьям смысл меняющейся нормы во избежание неверной трактовки».