Инициативному бюджетированию покоряются территории и сердца

| статьи | печать

«Бюджет для граждан» и инициативное бюджетирование состоялись в Российской Федерации как явление. Такое заключение сделано на II Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию, прошедшей в Москве 19—20 октября.

Как и год назад, конференцию по инициативному бюджетированию организовали Комитет гражданских инициатив (КГИ), Всемирный банк (ВБ) и Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Министерства финансов РФ.

Активным людям по душе пришлась Программа поддержки местных инициатив

За девять лет реализации программы в нашей стране при поддержке Всемирного банка реализовано более 3000 инициативных проектов местных сообществ. В результате более 1,5 млн россиян каждый год начинают пользоваться благами, созданными собственными силами, на собственные средства, но при софинансировании из местного и регионального бюджетов.

К примеру, в городах и селах Кировской области в 2010—2015 гг. реализовано свыше 1500 местных инициатив, более тысячи из которых связаны с обустройством дорог и водоснабжением в населенных пунктах.

Структура приоритетов местных инициатив в целом по Российской Федерации приведена в таблице. В дополнение к ней следует отметить, что «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест)» является одним из полномочий органов местного самоуправления в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах (ст. 14—16 Закона о местном самоуправлении от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Реализация местных инициатив выявила неудовольствие сельских жителей осуществленным два года назад изъятием у сельских поселений такого полномочия, как «организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения». Так, более 100 проектов в Кировской области было связано с облагораживанием сельских кладбищ. В Башкортостане тоже, по словам консультанта Всемирного банка Гульсины Кондратьевой, люди при выборе объекта приложения своих сил и средств часто высказываются за обустройство и содержание кладбищ.

Помимо изъятого вопроса местного значения, местные инициативы охватывают ту сферу полномочий органов местного самоуправления, на исполнение которых у муниципалитетов попросту нет денег. Из-за отсутствия финансовых средств у муниципальных властей на «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения» (п. 9 ст. 14 Закона о местном самоуправлении) местные сообщества отдают приоритет теплому гаражу для единственной в селе пожарной машины, содержание которой на балансе сельской администрации зачастую расценивается проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств. Между тем согласно закону о пожарной безопасности (от 21.12.1994 № 69-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов обязаны принимать меры «по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы» (ст. 19). А Закон о местном самоуправлении позволяет поселенческим администрациям создавать муниципальную пожарную охрану (п. 8.1 введен в Закон о местном самоуправлении Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ). И совсем не случайно на конференции прозвучало заявление министра финансов Республики Башкортостан Риды Субханкуловой о том, что без участия населения «многим местным бюджетам просто не потянуть решения всех социальных задач».

Еще один эффект инициативного бюджетирования директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ Андраш Хорваи видит в том, что это «широкое вовлечение населения в решение местных проблем помогает повысить прозрачность местных бюджетов».

Такого же мнения придерживается и председатель КГИ Алексей Кудрин. По его словам, власть не всегда учитывает интересы граждан, и в результате средства, направляемые на решение социальных проблем на местах, не всегда расходуются должным образом. «При одинаковых объемах финансовых ресурсов эффективность расходов местных бюджетов повысится, если в процессе распределения средств будут участвовать жители этих территорий», — сказал А. Кудрин и заверил участников конференции, что тезис о повышении роли граждан в бюджетном процессе найдет отражение в Стратегии экономического развития страны, над которой работает возглавляемый им Центр стратегического развития.

Проекты местных инициатив реализуются сейчас в 16 субъектах страны. В 2017 г., по информации НИФИ, к ним присоединятся еще 19 регионов. Общий объем финансирования (бюджетного, спонсорского, гражданского) проектов, инициированных местными сообществами, составит в текущем году около 4,5 млрд руб. Это — 150% по сравнению с прошлым годом.

Рекордсменами по финансовой поддержке народных инициатив являются Тульская и Иркутская области — до 1 млрд руб. ежегодных субсидий из регионального бюджета. А в Костромской области население вложило собственных средств в три раза больше, чем областной бюджет, — 119 млн против 40 млн руб.

Инициативные проекты способствуют осуществлению конституционного права граждан на местное самоуправление

По мнению экспертов, осуществляя личный вклад деньгами и трудовым участием, люди начинают осознавать сопричастность — собственную и коллективную, вместе с соседями — к общему и полезному делу и видят себя в совершенно новом статусе собственника нового объекта.

Это способствует тому, что:

  • повышается заинтересованность и требовательность жителей при выборе приоритетных проектов и оценке результатов совместной работы;

  • активные граждане на всех этапах реализации проектов участвуют в мониторинге и более критично относятся к соблюдению подрядными организациями качества и сроков исполнения;

  • обеспечивается сохранность нового объекта и эффективность его эксплуатации в дальнейшем.

С целью оценки воздействия на местное население реализации местных инициатив специалисты Всемирного банка провели обследование в Кировской области и выявили:

  • рост удовлетворенности населения качеством жизни;

  • рост доверия населения к органам государственной власти и местного самоуправления;

  • рост удовлетворенности населения качеством услуг;

  • сближение взглядов населения и представителей государственной и муниципальной власти;

  • снижение иждивенческих настроений и восприятие населением собственной роли в решении местных проблем;

  • рост удовлетворенности населения работой местных администраций.

Методика исследования заключалась в том, что параллельно по одним и тем же вопросам опрашивались жители муниципалитетов, в которых реализуются местные инициативные проекты, и муниципалитетов, где нет еще практики инициативного бюджетирования.

За три первых года реализации инициативных проектов местных сообществ в области стало больше людей, считающих, что качество жизни улучшилось, — 23 против 21%. Ранее соотношение было иным — 21 к 39%.

Там, где местная власть и местное сообщество вместе решают местные проблемы, население больше уверено в прозрачности использования органом местного самоуправления бюджетных средств. А там, где не практикуют инициативное бюджетирование, жители не верят в прозрачность бюджетных процессов.

Везде, где население участвует в решении местных проблем, люди отметили значительное улучшение водоснабжения, состояния памятников культуры и природы, благоустройства кладбищ, состояния дорог и спортивно-оздоровительных объектов, учреждений культуры и уличного освещения.

Но самым главным эффектом вовлеченности населения в решение местных проблем стало то, что даже в тех муниципалитетах, где только слышали о проектах инициативного бюджетирования, 77% жителей готовы участвовать в решении вопросов местного значения в своем поселении. Процент этот выше, естественно, там, где люди увидели плоды своей работы, — 84%.

Аналогичное исследование осуществляется в Башкортостане. Предварительные результаты социологического опроса тоже свидетельствуют о перспективности развития инициативного бюджетирования в республике.

Типология проектов, реализованных на принципах инициативного бюджетирования

Сфера деятельности

Доля от общего числа реализованных проектов, %

Дороги

25

Водоснабжение

19

Объекты культуры, в том числе библиотеки

11

Места отдыха и детские площадки

10

Благоустройство

9

Места захоронения

6

Спортивные объекты

6

Уличное освещение

4

Пожарная безопасность

2

Другое, в том числе облагораживание местных кладбищ

7

Количество реализованных проектов по Программе поддержки местных инициатив в субъектах РФ в 2007—2015 гг., единиц каждый год

Регионы

2007—2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Республика Башкортостан

-

-

-

-

-

69

99

Республика Северная Осетия — Алания

-

-

-

-

-

-

12

Ставропольский край

98

39

31

28

33

36

22

Хабаровский край

-

-

-

-

-

13

34

Кировская область

-

26

197

268

429

364

267

Нижегородская область

-

-

-

-

32

192

255

Тверская область

-

-

-

-

53

93

168

ИСТОЧНИК: Всемирный банк