Пессимизм потребителей стал ослабевать

| статьи | печать

В течение всего года у россиян сохраняется нежелание совершать крупные покупки и брать кредиты. Впрочем, пессимистичные настроения стали ослабевать. Об этом свидетельствуют данные очередного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Сегодня россияне более оптимистичны относительно крупных трат и кредитования, чем в начале года. Однако чуть менее оптимистичны, чем в прошлом месяце. Индекс потребительского доверия незначительно снизился — с 36 п. в августе до 35 п. в сентябре, при диапазоне от 10 до 90 п. Год назад показатель был немного ниже (32 п.), тогда как в предыдущие годы уровень значений, напротив, был выше (он колебался от 42 до 53 п. в течение 2010—2014 гг.) Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 60% россиян, приемлемым — 23%.

Индекс кредитного доверия остается на уровне максимальных годовых значений (21 п.), несмотря на то, что за месяц он также немного потерял (с 22 п. в августе), при диапазоне от 10 до 90 п. Однако он был существенно выше в докризисные годы (32—34 п. в 2010—2014 гг.). Доля респондентов, называющих нынешнее время для кредитов неподходящим, — на уровне 80% и все еще существенно превышает долю положительных ответов (9%).

Россияне по-прежнему не могут определиться в отношении к банкам: практически сравнялось число сторонников забрать деньги из банка и тех, кто считает, что свободные средства лучше положить в банк (36 и 38% соответственно). Однако если последних с начала года стало больше (рост с 33% в январе), то число противников хранения денег в банке за тот же период снизилось (с 41%).

С сентября прошлого года практически неизменными остаются доли россиян, не желающих тратить средства, — 61% и тех, кто предпочитает побыстрей расстаться с зарплатой или пенсией, — 25%. Для сравнения: в 2015 г. соотношение было 64 и 23% соответственно.

«На наших глазах в секторе домохозяйств формируется тенденция устойчивого сберегающего поведения: россияне продолжают очень осторожно относиться к своим тратам, но все чаще готовы инвестировать сэкономленную наличность», — прокомментировал результаты исследования эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб.