Уверенность коммерсантов осталась в позитивной зоне

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в розничной торговле в III квартале нынешнего года не изменился относительно апреля — июня, составив +2%. Основным сдерживающим фактором развития отрасли остается слабый платежеспособный спрос.

В III квартале возобновилась негативная тенденция сокращения заказов в розничной торговле. Фактор «недостаточный платежеспособный спрос» как главную проблему при ведении бизнеса отметили 56% респондентов.

Анализ мнений руководителей торговых компаний, сделанный учеными Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, показал, что превалирующее негативное воздействие испытывали организации, реализующие непродовольственные товары. Давление указанного лимитирующего фактора отражается в оценках более 60% респондентов, представляющих эту сферу розницы.

Одновременно в III квартале чуть более уверенно чувствовали себя предприниматели, работающие в секторе продовольственных продаж. Начало 2-го полугодия ознаменовалось некоторой активизацией на рынке продуктов питания, что выразилось в более благоприятных оценках по большинству показателей коммерческой деятельности. Относительно II квартала ИПУ здесь вырос на 1 п.п. и составил +3%.

В целом же по отрасли следствием уменьшения заказов стало снижение объемов продаж. В частности, по сравнению со II кварталом сокращение товарооборота зафиксировали 38% руководителей, что выразилось в усилении отрицательной динамики показателя.

В рамках сохраняющихся жестких ресурсных ограничений в III квартале вновь ухудшились оценки респондентов относительно финансового состояния розничных организаций. В частности, динамика снижения прибыли по сравнению со II кварталом характеризовалась ускорением, о чем сообщили около 40% предпринимателей.

Наблюдаемые изменения ценовой политики в розничных организациях свидетельствуют, что на фоне низкого потребительского спроса и постепенного укрепления национальной валюты в III квартале продолжилось замедление роста цен.

Распределение ответов респондентов демонстрирует снижение доли предпринимателей, отмечавших увеличение цены реализации по сравнению с I и II кварталами. В частности, факт их повышения констатировали 51% руководителей торговых фирм против 55% в I квартале (баланс оценки изменения показателя с начала года опустился с +50 до +47%).