В основе местного самоуправления — гражданская активность

| статьи | печать

Не только в России — в большинстве стран недооценивается роль местных сообществ в решении актуальных вопросов территорий. Год назад на Генеральной Ассамблее ООН (7 августа 2015 г.) отмечалось, что «гражданское общество по-прежнему играет вспомогательную роль в процессе принятия решений, а не выступает в качестве партнера». Но есть примеры обратного порядка.

Повседневная и повсеместная практика подтверждает верность нормы российского муниципального закона (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) о том, что местное самоуправление есть «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (п. 2 ст. 1).

Вначале — международная практика

После протестов на площади Таксим в Стамбуле (май 2013 г.) гражданское общество в Турции играет важную роль в организации совещаний и подготовке докладов о том, что отдельные группы населения ожидают от местных органов власти.

Напомним, что три года назад с мая по август страну потрясли массовые акции, в которых приняли участие почти 2,5 млн человек. А началось все с протеста нескольких сот человек против вырубки деревьев в парке Гези — единственном «зеленом островке» в этом районе Стамбула. Утром 28 мая около 50 экологов остановили бульдозеры и разбили палаточный лагерь. Но полиция сожгла палатки и применила против демонстрантов слезоточивый газ. И на площадь вышли десятки тысяч человек. Турецкий административный суд аннулировал 3 июля решение правительства о застройке парка Гези на основании того, что «население в недостаточной степени было проинформировано о проекте реконструкции и перепланировки».

В Венгрии местные сообщества могут участвовать в разработке и реализации регламентирующих норм и программ муниципалитетов. Такая норма установлена национальным законодательством.

В Бурунди гражданское общество способствует осуществлению информационно-просветительских программ, для чего принимает участие в организации отдельных учебных программ. В частности, по вопросам соблюдения прав человека, в том числе права на достойные условия жизни.

В Индии активисты местных сообществ помогают укреплять роль местных органов власти при решении на местном уровне вопросов поддержки обездоленных слоев населения.

Примером активности гражданского общества в Люксембурге служит работа Национального совета по делам иностранцев, состав которого формируется из местных жителей, желающих внести личный вклад в интеграцию мигрантов в общество.

Муниципалитет японского города Сакаи более 30 лет реализует собственный план в сфере образования и просвещения под названием «План действий города Сакаи на десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций». Продолжением этой инициативы в 2007 г. стали Муниципальное постановление об общественном развитии на основе принципов защиты мира и соблюдения прав человека и План поощрения правозащитной политики города Сакаи.

В Дании запущен проект «Муниципалитет и гражданское общество» для оценки того, насколько новые подходы к разделению обязанностей между муниципалитетом и гражданским обществом могут способствовать повышению качества задач местных органов власти. Здесь еще не задействован потенциал новых групп волонтеров.

Череповец расширил круг единомышленников и партнеров

В последние дни июля в сталеплавильной столице России — Череповце состоялся шестой форум «Сообщество», организуемый Общественной палатой РФ. На нем 400 гражданских активистов и 40 волонтеров Северо-Западного федерального округа представили реализуемые ими по месту жительства проекты гражданской инициативы, обсудили наиболее актуальные, на их взгляд, проблемы развития некоммерческого сектора на муниципальном уровне. В дискуссии под эгидой фонда «Перспектива» приняли участие 53 эксперта муниципального и государственного управления, в итоге сформулированы предложения по решению проблем местных сообществ.

Еще одним итогом мероприятия стало то, что активисты из разных регионов нашли таких же, как они сами, неугомонных единомышленников и обрели подобных себе неравнодушных партнеров.

На форуме было озвучено, что фонд поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» стал первым и пока единственным в стране грантооператором для проектов местных инициатив в небольших муниципальных образованиях (распоряжение Президента РФ от 05.04.2016 № 68-рп). Фонд проводит открытые конкурсы по предоставлению грантов по следующим направлениям:

  • реализация социально значимых проектов, направленных на развитие институтов гражданского общества в малых городах и сельской местности;

  • поддержка краеведческой работы;

  • сохранение народных культурных традиций (в том числе народных промыслов и ремесел);

  • профориентация молодежи в малых городах и сельской местности;

  • развитие диалога между властью и обществом;

  • развитие и укрепление институтов местного самоуправления.

Соучредителями «Перспективы» являются Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).

Итоги первого в этом году открытого конкурса местных проектов будут объявлены в конце августа. С 4 июля по 1 сентября принимаются заявки на второй конкурс. Третий конкурс пройдет осенью: прием заявок — с 5 сентября, окончание приема — 20 октября.

Потенциал местных инициатив неиссякаем

В этом нет нужды кого-то убеждать. Достаточно познакомиться с муниципальной практикой.

Всем известны разудалые слова: «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!» из стихотворения «Косарь» Алексея Кольцова, но только в Кондопоге (Карелия) догадались проводить… Фестиваль сена. Так родился еще один муниципальный бренд. В 2011—2016 гг. проведено четыре «праздника косарей» в разных селах района. Теперь на состязания мастеров ручной косьбы приезжают люди из соседней Финляндии и с альпийских лугов далекой Швейцарии. И все с интересом наблюдают соревнования по:

  • артельной косьбе — умению работать «в прокосе», то есть умению быстро и без огрехов косить в команде;

  • ювелирной косьбе — умению «стричь» неудобья с кочками и корнями;

  • экстремальной косьбе — умению косить на крутом косогоре.

Проводятся также соревнования среди тех, кто искусно владеет граблями. Венец состязаний — соревнование в искусстве стогометания.

Скошенное сено передается местным фермерским хозяйствам, предоставившим свои угодья косарям, судьям и зрителям.

Муниципальная власть организует вместе с сельскими сообществами мастер-классы, игрища и хороводы, выставки-ярмарки местных умельцев, художников и фотолюбителей.

В Вологодской области примером межмуниципального взаимодействия и соперничества одновременно стал проект «Выездная ветеринарная клиника», реализуемый профессиональными ветеринарными врачами вместе со студентами государственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В. Верещагина. Первыми начинание активистов гражданского общества поддержали администрации Верховажского, Вологодского, Грязовецкого, Кирилловского и Тотемского мниципальных районов. Партнерами инициативных ветеринаров стали также АККОР, ООО «Российские студенческие отряды», областной Дом ветеранов, Архангельский центр социальных технологий «Грант».

Еще один пример массовой заинтересованности и личной ответственности за свой населенный пункт показывают жители города Грайворон в Белгородской области. Никакими муниципальными актами, транспарантами «Не сорить!», умопомрачительными штрафами не создать атмосферу всеобщей заботы о своем городе, какая царит в Грайвороне. Здесь на улицах, скверах и площадях люди не лузгают, хотя город окружен подсолнуховыми полями. По свидетельству коллег из федеральных СМИ, в том числе «Российской газеты», не видно ни окурков, ни пивных банок, ни прочего мусора. Ухоженный и чистый город каждый год принимает любителей хороводов со всей страны. В следующем году в российской столице хороводов надеются встать в один круг с танцевальными коллективами из Венгрии, Польши, Словении, Украины. Это заслуга местного сообщества в целом и каждого горожанина в отдельности, осуществляющих местное самоуправление и непосредственно, и совместно с муниципальными властями.