Издательский лицензионный договор

| статьи | печать

Проведенный анализ книжной индустрии России и зарубежных стран, а также практики заключения издательских лицензионных договоров позволяет прийти к ряду теоретических выводов и практических рекомендаций.

Особенности заключения

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ по издательскому лицензионному договору лицензиат (издатель) обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар (правообладатель) вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. В случае отсутствия в договоре срока начала использования оно должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. В этом смысле правообладателю зачастую целесообразно указать меньший срок издания с тем, чтобы стимулировать издание произведения.

Большое внимание следует уделить тексту произведения, готовящегося к публикации. Издательским лицензионным договором могут быть предусмотрены и обязанность лицензиара предоставить текст лицензиату (в печатной либо электронной форме) для работы, и обязанность лицензиата согласовать макет издания (книги) с лицензиаром. Важно также то, что лицензиар обладает правами на произведение целиком. Хотя подп.1 п.1 ст. 1274 ГК РФ и допускает цитирование, его объем должен быть оправдан целью цитирования. Заметим в скобках, что конкретный объем законодательно не установлен, а, следовательно, определяется судебным регулированием.

При заключении издательского договора стоит учитывать и ряд других особенностей: территорию распространения, тираж (ограниченный либо неограниченный), язык издания (отдельно также оговаривается квалификация переводчика), формат издания, размер вознаграждения и порядок его выплаты. Существуют три основных вида вознаграждения: паушальное (единовременное), роялти и смешанное (аванс + роялти).

Сегодня все больше издательств мира приобретает также права на издание электронных книг (eBook), что также находит свое отражение в договоре. Отдельного рассмотрения требует тема технологии Print-On-Demand (POD), при которой новые экземпляры книги печатаются тогда, когда поступает соответствующий запрос от потребителя.

Субсидиарные права

Издатели зачастую приобретают в рамках издательского договора также субсидиарные права. Наиболее часто приобретают следующие субсидиарные права:

  • права книжного клуба – передача прав и (или) экземпляров книжным клубам с целью реализации среди их членов;

  • права серийной публикации до издания – опубликование частей произведения в последовательных выпусках газеты или журнала, осуществляемое до издания произведения;

  • права серийной публикации после издания произведения;

  • права антологий – воспроизведение частей произведения в антологиях, сборниках;

  • аудиоправа – создание одноголосной недраматической студийной записи и производство звуковых носителей, файлов.

На практике использование субсидиарных прав неразрывно связано с предоставлением лицензиату права издания без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Quid pro quo

В контексте функционирования книжной отрасли правовой принцип quid pro quo можно определить как нахождение баланса интересов автора (правообладателя) и издателя. Некоторые издатели получают эксклюзивные права на издание книг, электронных книг, субсидиарные права на долгий срок, выплачивая как можно меньше. Это связано с тем, что у правообладателей зачастую отсутствует опыт подобных сделок. Не всякий представитель сможет разобраться во всех тонкостях издательского договора и принятым в деловом обороте ставкам вознаграждения за использование тех или иных прав.

В то же время позиция издателя зачастую основана на тех вложениях, которые он производит. Так, в случае с малоизвестными авторами значительно растут расходы на продвижение, рекламу. В таких случаях действительно оправдано предоставление исключительных прав и выплата роялти.

Некоторые выводы

Исходя из анализа законодательства и практики заключения лицензионных издательских договоров как в России, так и за рубежом, можно сделать несколько основных выводов.

Во-первых, издание произведения – это обязанность лицензиата. Данное положение законодательства определенно способствует лучшей охране интересов автора (правообладателя).

Во-вторых, сторонам необходимо заранее согласовать, по какому тексту будет осуществляться издание, чтобы избежать дальнейших трудностей.

В-третьих, автору (правообладателю) необходимо очень четко понимать, какие права перейдут к издателю, а какие останутся у него. Это необходимо будет учитывать при заключении последующих договоров на использование того же произведения.

В-четвертых, целесообразность предоставления субсидиарных прав, прав на издание электронных книг, прав на издание POD определяется с учетом масштаба издателя и востребованности автора.