Малый может быть удалым

| статьи | печать

К сожалению, мнение о том, что субъект малого бизнеса не может доминировать на рынке, широко распространено. Сторонники этой идеологии полагают: раз малый бизнес может выйти на тот или иной рынок, значит, барьеры входа на такой рынок невысоки, и такому субъекту сложно будет препятствовать появлению на рынке иных игроков, а возможности для злоупотреблений со стороны таких субъектов минимальны. Но это очень спорно.

Низкая покупательная способность большинства населения сдерживает развитие локальных товарных рынков. Низкая емкость товарного рынка существенно ограничивает вход на такой рынок новых хозяйствующих субъектов. Это приводит (или, по крайней мере, способно привести) к возникновению ситуации, когда на локальных товарных рынках доминируют субъекты малого предпринимательства, в том числе занимая 100% их доли. В таком случае у хозяйствующих субъектов появляется возможность в одностороннем порядке устанавливать цену товара, отказывать в заключении договора по поводу такого товара и т. д.

Представим следующую гипотетическую ситуацию: в населенном пункте (провинциальная деревня, например) существует продуктовый магазин, вокруг которого в радиусе 100 км иных магазинов не существует. Проезд до ближайшего населенного пункта, в котором есть продуктовый магазин, стоит 100 руб. в одну сторону (в действительности, скорее всего, больше, если учитывать наши цены). Вероятнее всего, 100 км – это междугородние перевозки, поэтому бесплатный проезд пенсионерам вряд ли будет предоставлен. В магазине цены на хлеб можно смело устанавливать от 50–60 руб., ведь чтобы купить его в ближайшем населенном пункте, необходимо будет затратить дополнительные финансы (на проезд 200 руб.) и время (если ехать со скоростью 100 км/ч., то 2 ч.). Вопрос, будут ли старушки покупать хлеб по такой цене, думаю, можно и не ставить. Будут, так как в рассматриваемом случае магазин будет обладать рыночной властью, а значит, способностью устанавливать монопольные цены и получать сверхприбыль. Конечно, теоретически на данный рынок могут войти иные продавцы. На самом деле все сложнее. Спрос в рассматриваемом случае настолько мал, что его удовлетворение в условиях конкуренции может оказаться нерентабельным, в результате чего на рынке опять останется один магазин.

Кроме того, сторонники утверждения, что малый бизнес более слабый субъект правоотношений, зачастую не указывают, каких именно. Не принимается во внимание вопрос, способен ли малый бизнес при определенных обстоятельствах причинить ущерб потребителям, злоупотребляя доминирующим положением. Убедительных доказательств абсолютной безвредности противоправного поведения малого бизнеса на отечественных рынках нет. Представляется, что «более слабым субъектом правоотношений» является потребитель.

Лавка, находящаяся в отдельно взятом здании, может запросто превратиться в грозную монополию, влияющую на весь рынок, ограниченный площадью в 500 кв. м. С точки зрения экономики географические границы рынка могут быть разными и должны определяться в конкретном случае, а не быть заданными изначально.