Британия покидает ЕС без ущерба для России

| статьи | печать

Центральный банк России в своем июньском обзоре «О чем говорят тренды» дал оценку главному событию месяца — результатам референдума о выходе Великобритании из Европейского союза.

Центробанк констатировал, что исход голосования вызвал шок на финансовых рынках и привел к снижению аппетита к рис­ку. Фунт потерял более 10% к доллару США, другие валюты развитых стран, за исключением японской ­иены, также обес­ценились относительно доллара. Результаты референдума вызвали обвал на рынках рис­ковых активов и всплеск волатильности. Причиной столь жесткой реакции рынков на итоги голосования стал излишний оптимизм, который начал расти за несколько дней до референдума. Участники рынка поверили в то, что Великобритания проголосует за то, чтобы остаться в Евросоюзе, что привело к росту рисковых активов накануне. Полное несоответствие результата голосования ожиданиям породило всплеск волатильности и привело к падению рисковых активов. По мнению аналитиков ЦБ, это должно вызвать реакцию монетарных властей развитых стран — для предотвращения дальнейшего ухудшения финансовых условий в ситуации медленного экономического рос­та и низкого инфляционного давления. В целом за последний месяц доходности гособлигаций развитых стран сильно снизились на фоне роста спроса на защитные активы и продолжили обновлять историчес­кие минимумы. Очередной виток ралли гособлигаций говорит о том, что и участники рынка ожидают очередных шагов по смягчению монетарной политики от центральных банков развитых стран.

Неопределенность, вызванная итогами референдума, не может не сказаться на поведении экономических агентов, в первую очередь бизнеса и его инвестиционной активности, во вторую очередь — потребителей. Например, непонимание, когда формально будет запущен процесс выхода Великобритании из ЕС, на который отведено два года, может привести к приостановке многих инвестиционных проектов, особенно тех, что так или иначе связаны с этой страной.

Некоторые рынки развиваю­щихся стран уже пострадали от роста волатильности. Например, мексиканский песо обновил рекордные минимумы по отношению к доллару США и в течение следующего за голосованием дня упал почти на 5%. Мексиканские власти отреагировали на снижение курса национальной валюты и рост неопределенности моментально. Несмотря на то что Мексика не должна быть напрямую задета выходом Великобритании из Евросоюза, власти в тот же день объявили о сокращении расходов бюджета на 1,6 млрд долл. США для увеличения устойчивости финансовой позиции правительства и всей экономики. К тому же выросла вероятность упреждающего повышения ставки Банка Мексики по итогам заседания 30 июня с 3,75 до 4,0%. Пример Мексики показывает, как в условиях бегства от рисков и роста волатильности на финансовых рынках центральные банки стран с формирующимися рынками будут ограничены в возможнос­тях смягчения монетарной политики.

А вот реакция российских финансовых рынков на результаты британского референдума оказалась достаточно сдержанной, особенно в сравнении с другими странами с формирую­щимися рынками, констатирует ЦБ. Курс рубля снизился по отношению к доллару США вслед за снижением цены нефти, однако к концу следовавшего за голосованием дня отыграл часть падения. На рынке ОФЗ также сначала наблюдались снижение цен и рост доходностей, но позиции быстро восстановились. Российский рынок акций снизился, но снижение было несопоставимо с тем, что наблюдалось на рынках развитых стран.