Теневой рынок труда скукоживается

| статьи | печать

Теневой рынок труда продемонстрировал в кризис небольшое, пусть символическое, но падение. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС. Ученые не видят поводов для оптимизма, но отмечают, что люди теряют источники заработка.

В 2013 г. совокупная доля участников неофициального рынка труда, получившая не оформленные должным образом доходы, составляла 44,5% от общего числа работающих граждан, в 2006 г. таких насчитывалось 45,1%. Тем не менее исследование 2016 г., пишут ученые, продемонстрировало, что в течение года с различной периодичностью включены в теневой рынок труда 40,3% экономически активного населения (около 30 млн человек), из них 11,7% (около 8,7 млн) полностью исключены из официального сегмента экономики, а остальные либо имеют неоформленные дополнительные заработки (как минимум несколько раз в год), либо получают какую-то часть заработной платы неофициально, минуя кассу.

Состав работников, занятых неофициально, довольно пестрый, тем не менее прослеживаются некоторые его особенности. Это чаще всего рядовые работники, мужчины до 24 или старше 60 лет с низким материальным положением, имеющие полный средний уровень образования. В значительно большей степени не стремятся к официальным отношениям самозанятые работники. Каждый второй самозанятый работает только по устным договоренностям. Доля наемных работников, так или иначе встроенных в теневой рынок труда, составляет 39,0% от общего числа работников, занятых наемным трудом. Наибольшая доля участников теневых процессов фиксируется у самозанятых работников — 64,5%.

«Проведенные расчеты расходов, выплаченных неофициально за предоставление десяти различных работ или услуг, показывают, что с 2013 по 2016 гг. средние неофициальные расходы, приходящиеся на каждую российскую семью, независимо от ее участия в теневом процессе в качестве потребителя, сократились на 16%: с 7384,6 руб. до 6131,9 руб.», — сообщают исследователи.

В выводах ученых ничего не сказано про то, что улучшилось налоговое администрирование или стал более благоприятным деловой климат, что позволило некрупному бизнесу выводить из тени работников. Центр социально-политического мониторинга считает, что результаты мониторинга констатируют следующее:

  • спад в официальной экономике не вызвал существенных изменений на теневом рынке труда с точки зрения увеличения его масштабов;

  • незначительное сокращение вовлеченности граждан в теневой рынок труда наиболее заметно среди работников, занятых дополнительной, временной работой, что связано не с легализацией их деятельности, а скорее с падением возможности получения дополнительного приработка;

  • при сохранении количества потребителей продукции теневого рынка за последние годы наблюдается сокращение частоты обращений граждан за услугами неофициальной экономики;

  • респонденты чаще стали останавливать свой выбор на более дешевой продукции, зачастую отказываясь или откладывая проведение дорогостоящих работ.