В Иркутске затеплилась надежда на возрождение российского авиапрома

| статьи | печать

На Иркутском авиационном заводе показали новый пассажирский авиалайнер МС-21. Это второй после SuperJet 100 пассажирский самолет, который полностью спроектирован и построен в постсоветское время. Но если SuperJet 100 во многом ориентировался на применение иностранных разработок и изделий, то МС-21 обещает продемонстрировать преимущества внедрения прогрессивных российских технологий.

Новый самолет показали председателю правительства Дмитрию Медведеву на заводе «Иркут» в Иркутской области. Д. Медведев сказал: «Круто!» Премьер добавил, что «новые проекты в авиастроении, по вполне понятным причинам, дело совсем не дешевое. Вообще государств, у которых развито авиастроение, очень немного, это высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть». Судя по опубликованным данным, проект обошелся в 80 млрд бюджетных рублей.

Эксперты с оптимизмом оценивают эти вложения. Самолет призван продемонстрировать применение ряда инновационных решений, не имеющих мировых аналогов. Теперь МС-21 предстоит период испытаний. Первый коммерческий лайнер планируют выпустить в 2017 г., а серийное производство начать с 2020 г. Тогда этот среднемагистральный пассажирский самолет заменит существующий парк Ту-154, Ту-204 и их западных аналогов на внутреннем рынке.

Специалисты обращают внимание на ряд «изюминок» самолета, прежде всего на «черное крыло». О нем в эфире радио «Бизнес ФМ» рассказал главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров: «В самолете МС-21 собран весь передовой мировой опыт технологический, в том числе разработаны специально для него отечественные новые технологии, причем технологии уникальные... Чего стоит только так называемое черное крыло, или крыло из композитных материалов. В мире уже существуют самолеты с композитными материалами, но те технологии, которые применяются для их производства, достаточно дороги и трудоемки. Мы же применяем самую совершенную, самую современную технологию, для этого построены два современных завода. Они объединены в компанию „Аэрокомпозит“. Что самое интересное, если технология подтвердит свои характеристики, то дальше ее можно будет использовать для любых самолетов: и гражданских, и транспортных, и военных. Равной этой технологии на сегодняшний день в мире нет».

Еще один обещанный сюрприз — мотор. Сейчас МС-21 готовился к выпуску с двумя типами двигателей — американским Pratt & Whitney PW1000G и российским ПД-14 разработки ОАО «Авиадвигатель». Вот этот двигатель «призван стать событием для российского авиастроения» отмечает BBC. На основе ПД-14 должна появиться целая линейка авиационных моторов, на которые рассчитывают в ОАК, их планируется ставить на многие самолеты, включая SSJ-100, который сейчас летает на двигателях PowerJet SaM146 совместного российско-французского производства. Пока не завершены испытания этого двигателя, поэтому первая выкатка МС-21 состоялась с американскими моторами.

Планируется производить два варианта МС-21. Один рассчитан на перевозку от 132 до 165 пассажиров, другой — от 163 до 211. Очевидно, что российский авиапром намерен выйти на один из самых перспективных рынков — рынок региональных и среднемагистральных перевозок. По данным Airbus, за ближайшие 20 лет парк узкофюзеляжных самолетов в сегменте более 100 кресел вырастет более чем вдвое. Но тут россиян ожидает жестокая конкуренция. Основные игроки: Airbus, Boeing, Bombardier с линейкой C Series и бразильская Embraer. Сюда же направляются китайцы с авиалайнером Comac C919. Как рассказал BBC обозреватель отраслевого журнала «Взлет» Александр Велович, МС-21 планировалось выпустить на несколько лет раньше, и ему в таком случае было бы легче соперничать с конкурентами: «Когда он замышлялся, предполагалось, что он выйдет на рынок раньше, чем новые версии Airbus A-320 NEO и Boeing-737 NG. Но этого не случилось. Гонку со временем корпорация „Иркут“ проиграла».

Тем не менее все эксперты говорят о хороших шансах МС-21 на мировом рынке. Каталожная цена нового российского лайнера — 85 млн руб., а самолетов западного производства — в полтора раза выше. Конкурентоспособность МС-21 способны обеспечить не только инновации, но и дешевизна эксплуатации — обслуживания, топливной экономичности, ресурса и так далее.

Главным для МС-21 станет российский рынок. Объявлено о договоренностях по поставкам 184 самолетов, большая часть из которых — твердые заказы.