Федеральный бюджет «потерял в весе» пятую часть

| статьи | печать

Сокращение доходной и расходной части федерального бюджета составило в I квартале нынешнего года порядка 20%. Доходы снизились в результате падения цен на нефть, при этом сократились затраты на оборону, экономику и безопасность на фоне повышения социальных расходов. Эксперты беспокоятся, что сжатие бюджета может помешать росту экономики в результате снижения спроса.

Доходы федерального бюджета в январе — марте 2016 г. сократились, по оценке авторов «Оперативного мониторинга экономической ситуации в РФ № 8», относительно соответствующего периода прошлого года на 5,7 п.п. ВВП (падение в реальном выражении достигло 24%). «В структуре доходов произошло увеличение доли ненефтегазовых доходов федерального бюджета с 55 до 66%, — отмечает эксперт лаборатории бюджетной политики ИЭП им. Е.Т. Гайдара Евгения Фомина. — Однако это не стоит трактовать как реальное снижение нефтегазовой зависимости бюджета: по сути, замещения нефтегазовых доходов несырьевыми не произошло».

Расходы федерального бюджета за три месяца 2016 г. сократились на 6,1 п.п. ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. Объем процентных расходов остался на уровне I квартала 2015 г. (около 1% ВВП). Реальное снижение непроцентных расходов бюджета за январь — март 2016 г. достигло 22%.

В результате на 1 апреля текущего года федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 3,7% ВВП (против 4,2% ВВП за три месяца 2015 г.).

Доходы пострадали от нефтяных цен

Налоговые доходы за январь — март 2016 г. упали на 21% в реальном выражении к уровню I квартала прошлого года. Ухудшение динамики в долях ВВП и в реальном выражении произошло по всем видам налоговых поступлений, за исключением акцизов на отечественные товары.

Не трудно догадаться, что наибольшее падение поступлений в I квартале произошло по доходам от внешнеэкономической деятельности — 2,3 п.п. ВВП (43% в реальном выражении). Неблагоприятная динамика нефтяных цен оказала негативное влияние на формирование ставок экспортной пошлины на сырую нефть (средняя ставка за январь — март 2016 г. сложилась на уровне 55 долл./т, за первые три месяца прошлого года — 130 долл./т). Причем снижение объемов произошло, несмотря на сохранение базовой ставки вывозной пошлины на нефть на уровне 2015 г. (42%) вместо ранее предусмотренного налоговым маневром ее снижения до 36% (с 1 января 2016 г.).

Сокращение объемов поступлений от НДПИ в I квартале достигло 1,7 п.п. ВВП (34% в реальном исчислении). Причиной существенного снижения здесь также стало падение стоимости нефти. Девальвация рубля к доллару не смогла оказать компенсирующего влияния на расчетную величину поправочного коэффициента Кц (характеризующего динамику мировых цен на нефть). В результате при увеличении с 1 января 2016 г. размера налоговой ставки до 857 руб./т (в 2015 г. — 799 руб./т) среднее значение налоговой ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат (с учетом Кц) за январь — март 2016 г. снизилось до 4075,9 руб./т. Для сравнения: в I квартале прошлого года — 6872,5 руб./т.

Разнонаправленную динамику в январе — марте относительно значений соответствующего периода прошлого года показали поступления акцизов. На отечественные товары реальный рост поступлений составил 12%, на импортные изделия, напротив, произошло сокращение на 15%.

Поступления по другим видам налоговых доходов в I квартале оказались более стабильными. Сокращение в реальном выражении поступлений по налогу на прибыль организаций, НДС «внутреннего» и НДС на импорт произошло в пределах 1—3%, или 0,1—0,3 п.п. ВВП.

Расходы на «социалку» подросли

Объем расходования бюджетных средств в январе — марте нынешнего года отстает от соответствующего периода 2015 г. на 6,1 п.п. ВВП. Сокращение расходов зафиксировано по статьям «Национальная оборона» (–3,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (–1,1 п.п. ВВП), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (–0,5 п.п. ВВП). При этом текущее кассовое исполнение по расходам на оборону и национальную экономику существенно отстает от показателей I квартала 2015 г.

По остальным статьям сокращение финансирования составило не более 0,1—0,3 п.п. ВВП. На фоне снижения затрат по большинству статей федерального бюджета социальные расходы были увеличены на 0,2 п.п. ВВП, кроме того, заметно их опережающее освоение, на 2,2 п.п. превышающее значение трех месяцев 2015 г.

«В целом результаты исполнения федерального бюджета за I квартал 2016 г. свидетельствуют о наличии существенных проблем в бюджетной системе при текущих неблагоприятных макроэкономических условиях, — комментирует ситуацию заведующий лабораторией бюджетной политики ИЭП Арсений Мамедов. — В этих условиях решение о внесении поправок в закон о федеральном бюджете лишь осенью представляется не бесспорным. С одной стороны, это позволяет при внесении поправок учесть реальную ситуацию в российской экономике в 2016 г. и фактические поступления доходов за восемь-девять месяцев. Также надо учитывать, что осенние поправки будут вноситься уже после парламентских выборов. С другой стороны, это приводит к положению, когда большую часть года действует закон о бюджете с нереалистичными (с точки зрения текущей оценки и прогнозов) параметрами».

Драйверы роста под вопросом

Сокращение бюджетных расходов, которое столь явно проявилось в I квартале нынешнего года, может негативно повлиять на российскую экономику, которая и без того демонстрирует пока отрицательную динамику.

«При сохранении объемов производства на уровне I квартала по итогам всего 2016 г. ВВП сократится на 0,9%, — прогнозирует эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов. — Перспектива скорого и мощного отскока от дна нам видится маловероятной. По сравнению с прошлым кризисом сейчас гораздо меньший вес имеют циклические факторы, которые в 2010—2011 гг. способствовали быстрому восстановлению экономики».

В 2009 г. цены на нефть упали до 61 долл. за баррель, но уже в 2010 г. отыграли половину падения, составив 78 долл. А в 2011 г. повысились до 110 долл. за баррель, существенно превысив докризисный уровень. Именно мощный рост цен на нефть обеспечил в 2010—2011 гг. восстановление внутреннего спроса и сопутствующее этому наращивание запасов.

«Сейчас же наличие большого бюджетного дефицита будет обусловливать сдержанную динамику государственного спроса в ближайшие годы, — подчеркивает г-н Кондрашов. — В этой связи никакого сколько-нибудь сильного роста внутреннего спроса, а также большого положительного вклада фактора запасов ожидать не стоит. Соответственно, экономика будет лишена значимых драйверов роста и, вероятно, в ближайшие годы будет стагнировать или даже сокращаться».

Основные параметры федерального бюджета за январь — март 2015—2016 гг., % ВВП

2015

2016

Доходы

20,8  

15,1

Расходы

24,9        18,8

Дефицит   

–4,2     

–3,7

ИСТОЧНИК: ВШЭ