Апрельский пост ужал и «простые удовольствия»

| статьи | печать

Ранее исследовательский холдинг «Ромир» сообщил, что в апреле россияне сократили потребление товаров повседневного спроса, объяснив это Великим постом перед Пасхой. Оказалось, они отказывали себе в апреле и в маленьких гастрономических радостях.

В апреле текущего года рассчитываемый холдингом «Ромир» индекс «Кофе с молоком» (КсМ) пошел на снижение по сравнению с мартом и остановился на отметке в 918 п.п., что на 4,9% меньше, чем месяцем ранее. Относительно апреля прошлого года КсМ вырос всего на 2,6%, что почти втрое ниже накопленной за год инфляции в 7,3%.

Нужно напомнить, что для расчета названного индекса выбраны кофе, молоко, шоколад и бутилированная вода — продукты не первой необходимости. По сути, ингредиенты индекса КсМ являются элементарным набором «простых удовольствий». Таким образом, в прошлом апреле россияне ограничивали себя в «простых удовольствиях».

Апрельское снижение индекса «Кофе с молоком» «Ромир» фиксирует из года в год, в том числе по причине так называемой высокой базы марта, обеспеченной повышенной покупкой шоколада к 8 Марта. Текущий год не стал исключением. Индекс, как и положено, снизился относительно предыдущего месяца. Причем он показал несколько большее снижение, чем в 2015 г. (–1,3%), но куда более скромное, чем в 2014-м (–7,7%) или в 2013-м (–8,1%).

«Ромир» напоминает, что общие расходы на товары повседневного спроса в апреле сократились относительно марта на 1,2%. В анализе индекса покупательской активности эксперты холдинга связывали это падение с некоторыми ограничениями на покупку продуктов во время Великого поста. Индекс КсМ тоже подтверждает снижение объемов покупки продуктов «для удовольствий».

Так, в разрезе месяца при выросших ценах на все составляющие индекса, но особенно на воду (+8,9%), снизились объемы покупки молока (–4,1%), шоколада (–8,1%) и кофе (–10,4%). Относительно апреля прошлого года рост индекса также оказался очень скромным по причине снижения объемов покупки самых дорогостоящих ингредиентов индекса — кофе (–2,5%) и шоколада (–12,4%). При этом цена на кофе за год почти не изменилась, прибавив всего 1,2%. А вот рост цены на шоколад на 16,1% был фактически компенсирован снижением объемов его покупки.

В столице индекс «Кофе с молоком» получил в апреле значение в 1144 п.п., показав рост на 3,1% относительно марта и на 4,4% относительно апреля прошлого года. То есть месячная инфляция была с лихвой перекрыта, однако в разрезе года этого не произошло.

Подводя итоги апрельского поведения КсМ, эксперты «Ромира» констатируют отказ россиян даже от маленьких простых удовольствий, вероятно, на фоне Великого поста. Однако москвичи после кофейно-шоколадной диеты в марте решили себя побаловать в апреле. Авторы исследования напоминают, что жители столицы в целом увеличили свои повседневные расходы в апреле, на простые удовольствия в том числе.