Авиаторы нашли 1001 причину того, почему мы отстаем в развитии информационного обеспечения

| статьи | печать

Российские авиаторы, кажется, поняли, что надо или приспособиться работать в темпе XXI века, а тогда не обойтись без динамичных технологий обработки нарастающих массивов информационного оборота, или вообще не работать. Информационные технологии есть, но у небольших региональных предприятий нет денег на их покупку. Это была одна из главных проблем, которую обсуждали на I Международном авиационном ИТ-форуме России и СНГ , организованном Центром стратегического развития в гражданской авиации (ЦСР ГА).

Емкость современного рынка информационных технологий составляет более 2 трлн долл., сообщил руководитель ЦСР ГА Антон Корень. Это превышает ВВП некоторых развитых стран. Авиационный ИТ-сегмент тоже не маленький. Ясно, что прошло время, когда участники рынка гражданской авиации могли обходиться элементарной информационной базой.

Будущее за интеллектуальным аэропортом

«В нашей отрасли для авиакомпаний высокий уровень развития ИТ-технологий является необходимым фактором для выживания в конкурентной борьбе. Для региональных аэропортов, которые являются субъектами естественных монополий, пока еще возможно иметь уровень информатизации до 60% от показателей ведущих аэропортов», — считает А. Корень.

Сегодня крупные аэропорты проектируются с экономией площадей в сотни квадратных метров в связи с повышением технологичности процессов и переходом на обслуживание с использованием информационных систем, таких как регистрация пассажиров, багажа и др.

Владимир Борданенко, представитель SITA (Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes) — Международного общества авиационной электросвязи, некоммерческого кооператива, который принадлежит авиатранспорной отрасли, рассказал о проведенном обществом очередном опросе ИТ-директоров крупнейших аэропортов мира (порядка 37% мирового пассажиропотока и более 2 млрд долл. общей выручки). Ответы респондентов показали, что наблюдается стабильный рост инвестиций в ИТ-технологии. В 2014 г. он составил в среднем 5,8% от общего дохода аэропорта. В 2015 г. этот показатель превысил шестипроцентный рубеж (в России около 3%). Только 6% из числа опрошенных заявили, что их бюджет на этот период сократился. Вывод: операторы аэропортов проявляют все больший интерес к развитию информационно-технологических процессов и понимают выгоды, которые этот сегмент сулит им во всех горизонтах перспективы.

73% респондентов указали, что в первую очередь инвестиции направляются на развитие механизмов прямого обслуживания пассажиров. В технологии обслуживания воздушных судов были заинтересованы 40% аэропортов. Приоритет внедрению программных продуктов в области обслуживания и обработки багажа отдали 39% опрошенных. Серьезный интерес представляют совершенствование технологий сдачи багажа. Более 40% аэропортов предоставляют возможность пассажирам самостоятельно наклеивать бирки на свой багаж, а половина воздушных гаваней оснащены дополнительными стойками обработки багажа в автономном режиме. Все это существенно экономит время пассажиров и средства операторов.

По словам В. Борданенко, аэропорты планируют вкладывать достаточно значительные суммы в развитие регистрационных технологий, а также ИТ-индустриализацию процедур, обеспечивающих безопасность. В то же время эти технологии пока не востребованы в зонах прилета и выдачи багажа. Однако в ближайшие три года ожидается существенный рост (до 40%) инвестиций в модернизацию этих зон. Ожидается, что к 2018 г. восемь из десяти аэропортов будут использовать геолокации и сенсоры в качестве сервиса для пассажиров.

Около половины респондентов планируют внедрять у себя системы слежения за работой наземной техники на основе геопозиционирования GPS.

Общая тенденция — использование стандартных гаджетов — смартфонов, планшетов и т.д. Это обусловлено двумя факторами — экономией расходов и кастомизацией, то есть адаптацией массового продукта под запросы конкретного потребителя.

Основная цель — постоянно повышать интеллектуальный потенциал аэропортовой инфраструктуры. Операторы склонны развивать облачные сервисы, а не собственные дорогостоящие информационные инфраструктуры. Более трети опрошенных будут инвестировать в развитие таких экономичных решений, считают аналитики SITA.

Требуется общая стратегия

Именно сокращение издержек и снижение себестоимости услуг лежат в основе внедрения новых ИТ-решений, соглашается с экспертами SITA заместитель гендиректора РИВЦ Пулково Глеб Головченко. В чем же причины недостаточного уровня автоматизации наших авиапредприятий? Одна из основных — низкая квалификация персонала. Это связано, считает Г. Головченко, с невысокой подготовкой будущих специалистов в отраслевых вузах. «Я сам заканчивал отраслевой вуз по специальности математическое моделирование, — говорит он. — Приходилось решать задачи в любой области… за исключением гражданской авиации. Необходимо приблизить процесс подготовки кадров к современной отраслевой специфике. Если мы сегодня не позаботимся о квалификации наших будущих специалистов, то завтра не следует ожидать развития».

Но не последний фактор, довлеющий особенно над региональными авиапредприятиями, — отсутствие финансовых возможностей.

Российские разработчики ИТ-продуктов, по мнению Г. Головченко, заметно активизировались в последние годы и способны представить продукты практически по всем линейкам. Однако потенциальные приобретатели новаций в силу своих финансовых возможностей и степени автоматизации производственных процессов имеют другие приоритеты.

Но задачу внедрения передовых систем невозможно осилить, если отсутствует мотивация на то руководителей подразделений. Многие инновации не настолько прозрачны, чтобы понять их окупаемость. Не исключены ошибки при внедрении систем. Чаще всего они наблюдаются в небольших предприятиях. Причина в отсутствии общей стратегии. Без четкого понимания перспектив информразвития, как правило, решаются сиюминутные локальные задачи, которые нередко впоследствии становятся труднопреодолимым препятствием в последующей модернизации. Чаще всего это происходит при выборе «коробочных» решений, ограничивающих возможности интеграции продукта в среду и требующих разработки дополнительного функционала.

Коммунизм в отдельно взятой стране не построить

Проблема интеграции участников рынка в общую информационную модель давно назрела, считает руководитель отдела информобеспечения авиакомпании «Сибирь» Сергей Жуков. Авиакомпании по определению перешли на эксплуатацию зарубежной техники. А покупая самолет, вы приобретаете всю сопутствующую систему, говорит он. Прежде всего, в авиакомпании на практике определена зависимость между внедрением интегрированных решений и пунктуальность выполнения рейсов.

Далее начинается проблемное поле — взаимодействие с аэропортами. Требуется создание общей интегрированной информсреды. «Все, о чем мы говорим, на самом деле не работает. Потому что нельзя создать идеальную ИТ-модель в локальной компании, так же, как построить коммунизм в отдельно взятой стране. В СССР был уникальный опыт. Авиация страны работала в единой системе, которая действовала по принципу ожидаемого результата. Если ожидание было спланировано верно, то и результат не мог быть иным. Но когда система разобщена, то даже те, у кого имеется достаточный объем информресурсов, не могут правильно анализировать ситуацию в силу отсутствия информации о решениях своих партнеров», — говорит С. Жуков.

Отсутствие единой координации наблюдается и внутри предприятий. Каждая структура выполняет свою функцию, формирует отчеты, и на этом возможности ИТ-ресурсов благополучно завершаются. Такая ситуация долго продолжаться не будет, потому что система управления воздушным движением у нас единая, требующая единой платформы взаимодействия. Но даже договорившись об информационном взаимодействии, партнеры начнут испытывать трудности в части синхронизации потоков. Действующее программное обеспечение не учитывает такую функцию, потому что она не ставилась изначально. Здесь требуется разработка алгоритма стандартов передачи данных. Это задачи не отдельного предприятия.

Заграница нам не поможет

Провайдеры ИТ-продуктов, особенно зарубежные, — наши частые гости, продолжает С. Жуков. Их решения заточены на развитие уже сформированных платформ зарубежных пользователей. «Нам говорят: у вас все будет работать, только вам нужно немного перестроиться. Это „немножко перестроиться“ стоит дороже, чем вся наша российская авиация», — считает сибиряк.

Разобщенность российских потребителей авиационных ИТ-решений, отсутствие здесь полноценной координации приводит к тому, что данная информструктура развивается сама по себе, снизу, не ожидая разработанной политики сверху. «Если бы в новом ФАПе появилось требование к эксплуатантам о современном формате информационного обмена, это так или иначе заставило бы нас зашевелиться. Важно знать, что у авиакомпаний нет возможности собрать всех поставщиков и пробовать все, что они предлагают. Мы хотим иметь интегрированную систему управления не конкретными действиями, а возможностями. На нас давят и с другой стороны. Письма регулятора требуют предоставить перечень документов. Документов, а не решений… Но анализ последних позволил бы получить данные о влиянии всех ситуационных ограничений и на основании этого формировать грамотную отраслевую политику», — сетует авиатор на странную систему регулирования отрасли.

По его мнению, требуются решения, позволяющие заглядывать вперед. Например, как пройдет конкретный рейс. Программа должна определить всех участников процесса, определить слабые стороны сценария полета, выявить возможность предполагаемого конфликта между исполнителями. Тогда для того, чтобы предотвратить конфликтную ситуацию, потребуются не героические усилия, а, скажем, четко обусловленное расчетом решение диспетчера аэропорта.

ИТ-форум показал серьезную заинтересованность участников рынка в развитии соответствующих технологий, обозначил насущный вектор интеграции его разрозненных сегментов. «Форум должен стать ежегодной площадкой для обсуждения проблемных вопросов и выработки направлений по их решению, обмена опытом по внедрению передовых технологий», — оптимистично заметил А. Корень. Однако более четкое понимание реалий и, следовательно, полноценное обсуждение тем без мнения ведущих игроков, как правило, неэффективно. Аудитория форума отметила отсутствие на мероприятии представителей «Аэрофлота» — законодателя мод в отечественном авиатранспортном сегменте.

На этом и завершились разговоры о выработке общей стратегии и о пользе интеграции в развитии информационных технологий в отрасли.