Промышленность, возможно, тоже оттолкнулась от дна

| статьи | печать

Вслед за торговлей еще одна отрасль отечественной экономики демонстрирует улучшение делового климата. Индекс предпринимательской уверенности в промышленности поднялся в апреле на 1 п.п., причем уровень загрузки производственных мощностей второй месяц составляет 64%, а директорский корпус более уверенно смотрит в будущее. Экономисты надеются, что это долгожданные признаки выхода отрасли из кризиса.

Основным позитивным трендом апреля стал рост композитного индикатора Росстата — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) на 1 п. п. по сравнению с мартом. Теперь его значение составляет –5%.

Важная деталь: рост общего ИПУ в отрасли произошел за счет улучшения ситуации в обрабатывающей промышленности, которая создает вторую по объему (после торговли) добавленную стоимость в структуре ВВП страны.

В двух других укрупненных секторах индустрии — добыче полезных ископаемых, а также производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — ИПУ сохранил значение марта, составив соответственно –4 и –7%.

Производственная и спросовая ситуации в индустрии остались примерно на уровне марта нынешнего года. Достаточно стабильной уже на протяжении длительного периода сохраняется динамика запасов готовой продукции на складах.

Средний уровень загрузки производственных мощностей по промышленности в целом сохранил значение марта, составив 64%. При этом среди укрупненных видов промышленной деятельности наибольший рост загрузки мощностей в месячном интервале наблюдался на предприятиях обрабатывающих производств (с 62 до 64%). Учитывая высокую консервативность показателя среднего уровня загрузки производственных мощностей, его рост на 2 п.п. за один месяц можно рассматривать как несомненно позитивный сигнал. Данный параметр в обработке последние полтора года маневрировал помесячно в диапазоне 61—62%. Пока нет оснований предполагать, что этот рост носит лишь ситуационный характер — для более убедительных оптимистичных выводов необходимо дождаться результатов следующих одного-двух опросов.

Неопределенность снизилась

В апреле, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, произошел перелом негативного тренда фактора «неопределенность экономической ситуации», который ранее был самым главным барьером, ограничивающим развитие бизнеса в промышленности. Более двух лет подряд этот показатель показывал галопирующее «ралли», переместившись за этот период с пятого места в рейтинге негативных факторов на первое. Причем за это время «неопределенность» или помесячно нарастала, или в крайнем случае сохранялась на уровне предыдущего месяца. Доля руководителей крупных и средних промышленных предприятий, ссылающихся на данный фактор, достигла в марте 52%. В апреле же она снизилась на 1 п.п. , составив 51% респондентов.

Данное небольшое изменение, даже на 1 п.п., является очень позитивным сигналом. Предприниматели за последние три года стагнации в отрасли за счет изменения управленческих схем научились бороться с любыми негативными факторами, которые сопровождают производственный процесс на их предприятиях, будь это «недостаточный спрос на продукцию», «высокий уровень налогообложения», «нехватка финансовых средств и кредитов» или даже «конкурирующий импорт». Однако с «неопределенностью» бороться крайне сложно.

«Что произошло в апреле? Почему отмечен перелом в очень устойчивой тенденции? Пока об этом уверенно говорить рано, — комментирует ситуацию директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Видимо, в апреле началась постепенная адаптация к новой реальности. Конечно, это будет более низкий уровень адаптации, чем в тучные для промышленности годы. Но сам факт ослабления неопределенности — процесс, безусловно, позитивный».

Худшее для отрасли позади

Обработка является самой инновационной отраслью экономики, для которой характерна высокая численность занятых (вторая после розничной и оптовой торговли) среди других базовых видов экономической деятельности. Вместе с тем обрабатывающая промышленность (в отличие, например, от добычи, строительства или той же торговли) сочетает в себе очень разнообразные субвиды экономической деятельности — от производства кокса и нефтепродуктов до выпуска обуви, от металлургического производства до пошива одежды. Это разнообразие зачастую ставит обработку в повышенную зависимость от изменения различных экономических индикаторов, особенно формирующих спрос на продукцию, а также внешних и внутренних конъюнктурных колебаний на рынке отдельных товаров.

«Исходя из результатов апрельского опроса и количественных оценок Росстатом работы промышленности за последние два месяца, можно с осторожностью предположить, что худшее для отрасли в целом и ее обрабатывающего сегмента уже позади, — считает Г. Остапкович. — Как принято сегодня говорить, промышленность оттолкнулась от дна».

Среди других позитивных трендов середины весны экономисты отмечают заметное улучшение оценок, данных респондентами из обрабатывающей промышленности, текущей и ожидаемой ситуации с динамикой занятости, незначительные положительные сдвиги финансовых составляющих (собственных финансовых ресурсов и прибыли).

К перечисленным позитивным изменениям можно добавить достаточно спокойную реакцию директорского корпуса обрабатывающей индустрии на вопрос о текущей и ожидаемой динамике цен реализации и цен на сырье и материалы.

Выход промышленности в текущем году на запланированный в последнем прогнозе Минэкономразвития ориентир — 0% роста — будет, по мнению экспертов «Вышки», зависеть в первую очередь от динамики ее обрабатывающего сегмента. Отдельные сектора обрабатывающей промышленности — пищевая и химическая индустрия — закончат 2016 г., согласно прогнозу экспертов ВШЭ, в положительной зоне. К сожалению, весь их рост по итогам текущего года нивелирует спад в производстве стройматериалов и выпуске транспортных средств и оборудования.

Малообъемные отрасли обработки (обувное, текстильное, швейное, кожевенное, целлюлозно-бумажное производство) вряд ли окажут серьезное влияние на итоговый результат. Каких-то выдающихся успехов в этих видах деятельности не ожидается, но и заметных провалов также не произойдет.

Таким образом, итоговое значение показателей роста отрасли в целом будут определять успехи в развитии производства кокса и нефтепродуктов, металлургии, выпуске машин и электрооборудования.