Нужно избежать «вечной» стагнации и деградации населения

| статьи | печать

Первичная адаптация российской экономики к новым реалиям мирового рынка углеводородов закончится в ближайшее время. Фокус экономической политики, по оценке участников XVII Апрельской международной научной конференции ВШЭ, уже сегодня должен смещаться в сторону долгосрочного экономического роста. А для него необходимы, кроме бюджетной стабильности, инвестиции в человеческий капитал.

Экономике, по мнению зампреда Центробанка Ксении Юдаевой, нужна ценовая и финансовая стабильность, которая позволит высвободить ресурсы для развития производства, чтобы избежать так называемой «вечной» стагнации. Сейчас инфляция, после всплеска в начале прошлого года, стабилизировалась и начала снижаться. К концу года прирост цен будет сопоставим с уровнем 2013 г. Но этого недостаточно для формирования длинных денег в экономике. Поэтому ЦБ будет проводить политику, нацеленную на достижение показателя инфляции 4% в 2017 г. Однако нужно не забывать, что для снижения инфляции также очень важна сдержанная бюджетная политика, предполагающая баланс доходов и расходов в новых экономических условиях.

С тезисом о сдержанной бюджетной политике согласен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Правительству и ЦБ необходимо, по его словам, привести в соответствие бюджетные доходы и расходы при ожидаемом уровне цен на нефть и темпах экономического роста. Это потребует консолидации бюджета на 4—4,5 п.п. ВВП до 2020 г. Для защиты бюджета от новых шоков стоит, вероятно, пополнить Резервный фонд высоколиквидными активами Фонда национального благосостояния. Кроме того, предстоит устранить долгосрочные дисбалансы, связанные прежде всего с дефицитом пенсионной системы.

Однако бюджетная консолидация не должна, по мнению ряда экономистов, тормозить долгосрочный экономический рост. Нынешняя стагнация, по словам зампреда Внешэкономбанка Андрея Клепача, началась еще до нефтяного кризиса. Теперь государство сокращает бюджетные расходы и собирается резать их дальше. «Но за счет чего? — задал наболевший вопрос зампред Внешэкономбанка. — За счет расходов на образование, здравоохранение — что там тогда останется?» Некоторая коррекция расходов нужна, но «не нужно устраивать шок в экономике, которая и так падает». Сегодня складывается впечатление, что рост и реформы «не являются приоритетом ни для кого».

Сейчас много говорят о развитии малого бизнеса и диверсификации экспорта, но при нынешних кредитных процентах, по оценке А. Клепача, эта задача невыполнима. Институты развития должны заниматься финансированием перспективных компаний, но для этого им нужны ресурсы. Даже при минимальных вливаниях со стороны ЦБ и бюджета можно «серьезно ускорить инвестиции в краткосрочной перспективе».

Одним из ключевых преимуществ российской экономики, не зависящих от цен на нефть, является, по словам директора по социальным исследованиям ВШЭ Лилии Бочаровой, человеческий капитал. К сожалению, сформировавшиеся за последние годы приоритеты расходной части бюджета не соответствуют долгосрочным интересам развития человеческого потенциала. «Рост госрасходов на здравоохранение в реальном выражении практически был приостановлен в 2013 г., а в 2015 г. они уже уменьшились на 2,9%, — подчеркнула г-жа Бочарова. — Объем финансирования высшего образования в России по-прежнему в два раза ниже, чем в среднем по странам ОЭСР».

Развитию человеческого капитала также мешают сложившиеся барьеры на рынке труда. «Замещение старых рабочих мест новыми создает спрос на человеческий капитал, — заметила Л. Бочарова. — Но соотношение ликвидируемых и создаваемых рабочих мест свидетельствует о том, что „созидательное разрушение“ не работает на повышение эффективности использования человеческого капитала».

Сегодня мир, по словам руководителя лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ профессора Рональда Инглхарта, наблюдает формирование экономики искусственного интеллекта. Все больше работ выполняется машинами, которые заменяют людей, и это приводит к сокращению персонала.

В этих условиях государство, по мнению профессора Инглхарт, должно направлять ресурсы на создание рабочих мест, обеспечивающих для людей полезные роли в здравоохранении, образовании, науке, защите окружающей среды, искусствах и гуманитарных науках, тем самым улучшая качество жизни.