Потребительская активность расти не торопится

| статьи | печать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной. Исследование показало, что в марте потребительская активность россиян незначительно возросла.

Значение индекса потребительского доверия с февраля по март изменилось незначительно (с 29 до 31 п. соответственно), при диапазоне от 10 до 90. Год назад значение показателя находилось на том же уровне (28 п.), тогда как в предыдущие годы ситуацию оценивали более оптимистично (от 40 до 52 п.). Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 67% россиян, приемлемым — 19%.

Индекс кредитного доверия, опустившийся в январе до 18 п. (годовой минимум), остается неизменным (18 п.), при диапазоне от 10 до 90. Для сравнения: в марте 2015 г. он был равен 20 п. По данным за аналогичные периоды прошлых лет, в вопросах кредитования россияне были настроены более оптимистично. Подавляющее большинство опрошенных (86%) полагают, что брать «взаймы» у банков сегодня нецелесообразно.

Доверие к банкам осталось на прежнем уровне — 35% в марте — такова доля тех, кто считает необходимым положить свободные деньги на счет (в феврале — 34%), Каждые четверо из десяти опрошенных (40%) советуют забрать из банков свои накопления.

Большинство наших сограждан (63%) также продолжают придерживаться той точки зрения, что расходы необходимо сократить, максимально откладывая деньги на будущее. Иного мнения придерживаются только 26% опрошенных — они предлагают как можно быстрее потратить повседневный доход (зарплаты, пенсии), а сбережения вложить во что-нибудь ценное.

«В любой экономике факторы, стимулирующие и проинфляционное, и продефляционное поведение присутствуют одновременно. Последние данные показывают, что продефляционные настроения российских домохозяйств несколько ослабли, однако продолжают оставаться доминирующими. Учитывая, что каждый второй рубль в расходах нашей страны — это рубль, потраченный домохозяйствами, подобные настроения просто не могут не влиять на общее экономическое положение», — пояснил ведущий эксперт-консультант Управления мониторинговых и электоральных исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. По его словам, пока это влияние позитивно. Консервативный настрой общественного сознания способствует подавлению инфляции и оказывает стабилизирующий эффект на обменные курсы рубля.