Создать комплексную систему многоуровневой непрерывной подготовки специалистов можно на основе взаимовыгодного партнерства

| статьи | печать

С точки зрения перспективы важно не решать проблемы, которые являются следствием принятых решений в прошлом, а идти вперед, к созданию желаемого будущего, разрабатывать стратегию достижения будущего компании, дорожную карту. При этом эффективно использовать ресурсы на базе новых технологий. Здесь особенно важна роль экономистов и финансистов, но от них требуются другие подходы и мышление (см. «ЭЖ», № 3, 5, 9). Неслучайно многие компании отмечают недостаток квалифицированных специалистов, что может иметь негативное влияние в будущем, хотя с каждым годом количество обладателей дипломов растет. Получается, что ключевым элементом конкурентоспособности в целом остается уровень качества образования в стране. Пришло время пересмотреть содержание учебных программ, настроить подготовку специалистов на развитие их потенциала, а не только на требования рынка труда, который близорук, и не копировать форматы высшего образования европейских стран, где также есть недостаток специалистов с необходимыми знаниями и навыками. О перспективах развития образования экономистов, финансистов, бухгалтеров рассказывает Борис Аксёнов, научный руководитель кафедры «Международный финансовый и управленческий учет» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ).

По мнению профессора Гарвардской бизнес-школы Клейтона Кристенса, высшее образование стоит на краю обрыва. В целом университеты демонстрируют хорошую финансовую устойчивость, однако хорошие показатели не дают им возможности увидеть приближающийся коллапс. Не пройдет и пяти лет, как они почувствуют эту проблему.

В России к необходимости существенного изменения содержания образования привели, в частности, структурная реформа по присоединению России к Болонскому процессу и масштабная коммерциализация образования, cвязанные с процессами реформирования высшей школы.

Гонка за рыночным спросом привела к обратному эффекту

Переход на двухуровневую систему обучения в целях присоединения к общеевропейскому пространству высшего образования вызвал ряд вопросов: как уплотнить учебные планы бакалавров, не снижая прежнего уровня качества подготовки выпускников, а также как открыть новые направления по магистратуре?

Коммерциализация образования была связана с попыткой удовлетворить текущий и будущий спрос при соблюдении баланса гибкости между требованиями рынка и прочного научного фундамента высшей школы. Масштабный же переход на коммерческую систему финансирования превратил вузы в предприятия по предоставлению образовательных услуг, исходя из правил спроса и предложения. Вероятно, это был один из существенных факторов роста количества вузов вдвое за последние 20 лет.

Однако гонка за рыночным спросом со временем привела к обратному эффекту. Попытки быстрой переориентации содержания образования вслед за рынком привели к появлению многочисленных «модных» учебных программ, с одной стороны, с другой — к снижению качества подготовки выпускников. Последнему не способствовала и сама реформа высшей школы, так как была в первую очередь нацелена на структурные преобразования с целью интеграции российских вузов в единое европейское пространство, а не на развитие качества системы образования.

В условиях сокращения бюджетного финансирования фундаментальной науки и перехода к рыночным механизмам, где базовое правило «покупатель всегда прав», приходится следовать требованиям покупателя — студента, пожелания которого обусловлены краткосрочной конъюнктурой рынка. В момент формирования заказа этот покупатель не обладает достаточным багажом фундаментальных теоретических знаний и опытом для определения конъюнктуры рынка. Кроме того, заказываемая услуга будет представлена только через несколько лет по окончании учебного заведения. В этой связи очевидно, что выбор покупателя склоняется больше в пользу так называемого плодоносного знания — прикладного, в ущерб светоносному — фундаментальному.

В результате количество дипломированных финансистов (экономистов, бухгалтеров) растет с каждым годом. Однако при достаточном количестве обладателей дипломов на рынке наблюдается дефицит кадров требуемой квалификации.

Обострил проблему и финансовый кризис — стоимость инвестиций в знания растет с каждым годом, в то время как количество высокооплачиваемых рабочих мест в финансовом секторе сокращается. В первую очередь это отразилось на различных программах дополнительного образования и магистратуры, большинство из которых в условиях кризиса не обеспечены платежеспособным спросом, поскольку предприятия сокращают затраты на обучение сотрудников. Так сформировался разрыв между уровнем знаний дипломированных специалистов, основанный в первую очередь на фундаментальных знаниях, и реальными потребностями работодателей в части быстрой применимости приобретенных знаний на практике.

Бизнес-образование привело к смещению внимания

Формат высшей школы оказался недостаточно гибким, чтобы отвечать современным быстроменяющимся потребностям рынка. Сложившуюся свободную нишу по адаптации выпускаемого продукта высшей школы до требований работодателей стали быстро заполнять представители бизнес-образования, предлагающие различные краткосрочные курсы (тренинги) на рынке образовательных услуг, в том числе корпоративные университеты.

С одной стороны, появление нового участника на рынке образовательных услуг оказало дополнительное давление на представителей высшей школы в части необходимости адаптации учебных программ и перехода на новые подходы и модели передачи знаний получателю. С другой, развитие бизнес-образования позволило привлечь дополнительные инвестиции на рынок человеческого капитала, поскольку инвесторами в данном случае в первую очередь выступают работодатели, готовые капитализировать средства в расчете на быструю отдачу. Такое образование предоставляет также работодатель как часть программы повышения квалификации работников и мотивационного пакета.

Активное применение новых технологий позволило бизнес-образованию развиваться ускоренными темпами, вытесняя с рынка сторонников традиционных форм обучения. Появились формы дистанционного образования — MOOCs (массовый открытый онлайн-курс) и SPOCs (локальный онлайн-курс). Первые из них являются аналогом очного обучения с возможностью изучения материала, сдачи экзаменов и получения дипломов дистанционно, вторые — дистанционной частью программы классической очной формы обучения (blended learning — смешанное обучение). Тем самым фокус новой модели обучения смещается от преподавателя как источника знаний к студенту — как объекту знаний (flipped classroom).

И хотя различные лекционные материалы стали появляться в интернете с 1990-х, массовый характер дистанционное обучение приобрело с 2010 г., с появлением возможности интерактивного общения и развития массовых открытых онлайн-курсов.

Поскольку распространение интернет-технологий пока не имеет таких масштабов, как в развитых странах, динамика роста числа интернет-курсов в России пока не повлияла на изменение модели обучения в целом (см. таблицу).

В динамике развития бизнес-образования, весьма высокой, уже наметился ряд тенденций, характеризующих степень зрелости данного рыночного продукта.

1. Увеличивается общая продолжительность тренингов. При этом идет переход от длительных разовых курсов к серии коротких.

2. Меняется модель обучения с традиционной очной формы на смешанную форму (blended learning или flipped classroom). Как правило, она включает в себя сам тренинг, коучинг, дистанционное обучение. Такая модель позволяет наиболее эффективно давать прикладные знания с минимальным отвлечением от производства. Для большего практического эффекта в программу обучения включают элементы проектного управления.

3. Меняется направление разработки курсов от типовых к индивидуальным. Предприятия предпочитают направлять сотрудников для обучения на курсы, адаптированные к специфике их бизнеса, что нацелено на быстрое применение приобретенных знаний в хозяйственной жизни предприятия.

4. Растет степень стандартизации профессиональных программ.

Кроме того, сформировались шаблоны форм обучения в зависимости от категории обучаемых. Так, для топ-менеджеров в первую очередь предлагается модель face-to-face. Middle-менеджеры в основном направляются на обучение в корпоративные университеты, а различного рода специалистов обучают посредством онлайн-курсов.

Перспективы развития высшей школы — в интеграции учебных программ и партнерстве

На фоне процессов реформирования высшего образования сложившийся дисбаланс в сторону бизнес-образования и различных форм дистанционного обучения может привести к более опасному явлению — оттоку интеллекта. Высокая мобильность студентов при отсутствии системы качественного образования, обеспечивающего последующее трудоустройство, создает для этого благоприятную почву. Так с 2000 по 2009 гг. число студентов, получающих обучение за рубежом, удвоилось с 1,8 млн до 3,3 млн человек, причем лидером по привлечению иностранных студентов являются США и Великобритания.

Одним из подходов в решении спора в области перспектив развития высшей школы является наметившаяся тенденция к интеграции учебных программ классической высшей школы и бизнес-образования как по содержанию программы обучения, так и по форме преподавания и тестирования знаний.

Среди наиболее популярных и развитых программ дополнительного профессионального образования можно выделить программы ACCA, CPA, CIMA, CGMA и др. Из них лидером как по темпам распространения учебной программы, так и по взаимодействию с вузами по всему миру является учебная программа ассоциации АССА1.

В качестве универсального подхода к интеграции с программами вузов данная ассоциация предоставила возможность вузам в любой стране зачесть часть экзаменов своей учебной программы (до девяти экзаменов из 14 возможных) при соблюдении, установленных требований. Базовыми из них являются совпадения программ вуза и ассоциации по соответствующей дисциплине минимум на 80%, а также требования к тестированию знаний студента. При этом вуз должен пройти процедуру аккредитации.

Быстрому развитию ассоциации способствует и развитие законодательства в области финансового учета, в частности, постепенный глобальный переход на международные стандарты финансовой отчетности (IFRS/МСФО).

Учитывая, что сегодня специалист со знанием МСФО зарабатывает в России на 30—50% больше, чем обычный бухгалтер, и таких специалистов на рынке порядка 2%, можно предположить, что спрос на обучение по программам данного направления будет достаточно высок еще заметное время.

Партнерство вуза, профессиональной ассоциации и работодателя основано на принципе win-win-win

Несмотря на высокую популярность бизнес-образования и открытость профессиональных ассоциаций к сотрудничеству, интеграция профессиональных сертификатов в программах высшей школы носит пока единичный характер. В первую очередь это связано с так называемыми высокими барьерами для входа в данный сегмент рынка, в частности:

  • отсутствием учебного материала на русском языке, доступные материалы на английском языке существенно дороже предоставляемых университетскими библиотеками. Причем материала нет как для студентов, так и для преподавателей;

  • необходимостью проведения (набора) переподготовки преподавателей вуза для обеспечения требуемого уровня подготовки и тестирования знаний студентов. Пока ситуация на рынке труда такова, что преподаватели с необходимыми профессиональными сертификатами и опытом работы стоят в разы дороже, чем может позволить вуз, опираясь на стандартную зарплату преподавателя;

  • более высоким уровнем базовой подготовки студентов;

  • знанием (желательно) английского языка на уровне не ниже intermediate, большая часть материалов пока не имеет перевода на русский язык, даже если преподавание ведется на русском языке.

Для распространения практики интеграции диплома вуза с профессиональными сертификатами потребуется время, пока данные барьеры преодолеет большее число участников. Тем не менее число вузов — членов такого партнерства будет расти, и оно имеет ряд очевидных преимуществ для всех его участников.

Для вуза это дает:

  • более высокие стандарты по проверке знаний и, как следствие, значимость вуза и его диплома;

  • повышение вероятности дальнейшего трудоустройства студента за счет более высоких конкурентных преимуществ;

  • высокий уровень подготовки преподавательского состава;

  • ускоренное применение современных моделей обучения;

  • мотивация выпускников вузов на дальнейшее самостоятельное повышение квалификации в области профессиональных сертификатов;

  • в целом способствует росту рейтинга трудоустройства выпускников.

Для профессиональных ассоциаций — привлечение новых членов (студентов) за счет:

  • более высокого уровня базовой подготовки студентов;

  • обеспечения возможности для вступления студентов в ассоциацию на более ранних сроках.

Для работодателя:

  • снижение потребности в инвестициях;

  • сокращение отвлечения от рабочего времени;

  • создание шлюза для формирования пула талантливых, амбициозных и заинтересованных в саморазвитии студентов. Взаимодействуя с таким вузом на принципах целевого заказа, предприятие не только сокращает текущие затраты на подготовку кадров, но и формирует платформу для притока будущих специалистов, поступающих за счет собственных средств в расчете на перспективы будущего трудоустройства.

Такой тройственный союз вуза, профессиональной ассоциации и работодателя основан на принципе win-win-win. При этом взаимодействие участников возможно не только в области унификации учебных программ, но и по ряду иных направлений, таких как:

  • обмен результатами исследований в области структуры и динамики рынка труда. Бизнес-образование обладает высокой мобильностью и более чутко понимает потребности рынка, как с точки зрения формата преподавания, так и с точки зрения модификации содержания образовательной программы;

  • сотрудничество между вузами в области формирования совместных программ и программ двойных дипломов, чему будет способствовать унификация учебных программ. Ведь аккредитация учебной программы вуза профессиональными сообществами будет рассматриваться как своего рода подтверждение стандарта содержания и качества преподавания учебной программы.

***

Несмотря на наметившиеся интеграционные процессы в области образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, в их основе сохраняются принципиально разные целевые задачи:

  • вузы — фундаментальные знания (life skills);

  • профессиональные ассоциации — прикладные знания (hard skills);

  • корпоративные университеты — персональное развитие (soft skills).

В этой связи в гонке за современными тенденциями и краткосрочной конъюнктурой рынка важно не произвести подмену комплексного высшего образования на серию сертификатов и дипломов о дополнительном образовании. Высшая школа несет в себе в первую очередь идею формирования личности, а также развития достижений науки, техники и культуры. Область фундаментальных исследований (R&D) также сохраняется исключительно за вузами.

Необходимо не вытеснять друг друга попытками параллельного развития на соседних сегментах рынка, а настраивать взаимовыгодные партнерские отношения с его участниками. Результатом такого партнерства должна стать комплексная многоуровневая система, способствующая развитию непрерывного процесса образования: от формирования личности и приобретения фундаментальных научных знаний до получения профессиональных навыков и развития персональных качеств.

Модели обучения в России и США, % (таблица)

Формы обучения

Россия

США

Очная

54,7

20

Дистанционная

13

20

Комбинированная

31,6

60

Путь к эффективному принятию решений — постоянное повышение квалификации работников

Каждый день в компаниях принимаются решения, которые приводят к успеху или неудачам. Сделать верный выбор в нестабильной и неопределенной бизнес-среде очень сложно, хотя руководители утопают в избытке информации. Что мешает им находить правильные решения? Какие возможности использовать?

Мнения руководителей относительно важности данных в процессе принятия решений сильно разнятся. И хотя 37% руководителей утверждают, что данные помогают принимать им более эффективные решения, тем не менее на каждую третью компанию переизбыток данных оказывает отрицательное влияние. 36% руководителей считают, что их компании не справляются с переизбытком получаемой информации. В целом же процесс принятия решений во многих организациях уже не отвечает поставленным задачам. Таковы выводы нового исследования Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета CIMA2.

Чтобы оценить, насколько эффективны процессы принятия решений в ходе исследования, было опрошено 300 руководителей крупных компаний со всего мира.

Один из недостатков процесса принятия решений состоит в отсутствии эффективного процесса анализа результатов стратегических решений и выводов на его основе.

Лишь 28% респондентов считают, что они эффективно извлекают уроки из результатов принимаемых решений. При этом у 80% компаний за последние три года был хотя бы один случай, когда стратегическое решение принималось на основе ложной информации.

Если не заниматься анализом и не обсуждать результаты стратегических решений, а также не выявлять причины прошлых успехов, компании рискуют повторять одни и те же ошибки. В этой связи эксперты вывели закономерность: по мере того как организация перестает придерживаться принципа постоянного обучения, объем инноваций сокращается, а степень вовлеченности сотрудников падает.

Для повышения эффективности процесса принятия решений необходимо постоянно повышать уровень квалификации работников, а также оказывать поддержку сотрудникам в иных областях, считают руководители опрошенных компаний. Участники исследования советуют:

  • использовать новые источники данных;

  • бросать вызов традиционным способам мышления;

  • обеспечивать более тесное сотрудничество руководителей как между собой, так и с сотрудниками компании.

Есть и другие важные факторы, зачастую упускаемые руководителями:

  • преодолеть разобщенность в коллективе;

  • включить в работу «правильных» людей;

  • привлечь сторонних участников к процессу принятия решений;

  • создать условия для того, чтобы различные точки зрения были услышаны.

Как показало исследование, эффективный процесс принятия решений основан на применении метода комплексного мышления. Под ним понимается активный процесс анализа организацией отношений между различными ее операционными и функциональными подразделениями, а также ресурсами и всеми связями, которыми она пользуется или на которые оказывает влияние. Такой подход способствует более целостному принятию решений, в которых учитывается создание ценности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Комплексное мышление снижает разобщенность в коллективе, стимулирует обмен важнейшей информацией между операционными и функциональными подразделениями, а также дает лидерам лучшую основу для принятия решений.

1 Association of Charted Certified Accountants — одна из самых престижных программ сертификации специалистов в области международных стандартов финансовой отчетности.

2 Исследование Joining the Dots: Decision-Making for a New Era («Складывая мозаику: принятие решений в новой эре»).