Муниципалитетам могут предоставить право на градостроительный контроль за малоэтажным строительством

| статьи | печать

В отношении одно- и двухэтажных объектов капитального строительства, а также одно-, двух- и трехэтажных жилых домов, в том числе многоквартирных, могут ввести обязательный строительный надзор, который будут осуществлять органы муниципальной власти.

Проект федерального закона № 1012129-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 15 и 16 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“» (далее — проект) внесен в Госдуму по инициативе Законодательного собрания Краснодарского края.

Поправками планируется предоставить муниципалитетам право проверять соблюдение органами государственной и муниципальной власти, организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований градостроительного законодательства.

В настоящее время градостроительный контроль предусмотрен исключительно на федеральном или региональном уровне (п. 7.1 ч. 1 ст. 6, ч. 1.1 ст. 6.1 ГрК РФ). Органы муниципальной власти осуществляют только земельный контроль (ст. 72 ЗК РФ).

Однако, по мнению разработчика проекта, ограниченные полномочия муниципалитетов не позволяют муниципальным властям проводить полноценные проверки градостроительной деятельности. Помимо этого большинство возводимых на территориях муниципальных образований объектов капитального строительства относятся к категории объектов, в отношении которых не проводится государственная экспертиза проектной документации. Следовательно, в соответствии со ст. 54 ГрК РФ такие объекты не подпадают под действие норм об обязательном государственном строительном надзоре. Экспертиза же не затрагивает, например, жилые дома не выше трех этажей или капитальные объекты с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (ч. 2 ст. 49 ГрК РФ). В результате не осуществляется контроль за строительством подобных объектов.

В связи с этим Законодательное собрание Краснодарского края предложило внести изменения в ст. 54 ГрК РФ, согласно которым органам государственного строительного надзора будут предоставлены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора в отношении всех объектов, для строительства (реконструкции) которых требуется получение разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ, в том числе на строительство тех объектов, в отношении проектной документации которых не проводится государственная (негосударственная) экспертиза согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ. При этом предусмотрена возможность передачи полномочий по осуществлению регионального строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ органам местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального градостроительного контроля.

Аналогичные изменения предлагается внести и в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», дополнив полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов правом на осуществление муниципального градостроительного контроля.

Предполагается, что Правительство РФ в случае принятия поправок должно утвердить специальное положение о муниципальном строительном контроле, в соответствии с которым и будет осуществляться такой контроль.

Проект также предполагает, что градостроительные планы земельных участков (как застроенных, так и подлежащих застройке) будут формироваться на основе проекта планировки территории, а при отсутствии последнего документа градостроительный план земельного участка разработать будет нельзя.