Подушевое финансирование губительно для муниципальных образований

| статьи | печать

Общественная палата РФ и Союз малых городов России провели 2 февраля публичные слушания «Задачи сбалансированного развития больших, малых городов и сельских населенных мест в территориальной стратегии экономического и социального развития Российской Федерации». По заверению организаторов мероприятия, обобщенные предложения участников дискуссии будут направлены первым лицам высшего уровня государственной власти.

Открывая публичные слушания, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации (ОП РФ) по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и жилищно-коммунального хозяйства Игорь Шпектор сообщил, что в палату поступают тысячи жалоб из сел и малых городов с вопросом: «Как выживать?»

Ответ: «Челом бить»

По словам И. Шпектора, такой вопрос — результат «полной вакханалии на местах». К примеру, в городе Печоре закрыли лесотехнический колледж, который не один десяток лет готовил кадры для лесного хозяйства и лесопромышленной отрасли для северо-запада страны. И на улице оказались 470 несостоявшихся узкопрофильных специалистов.

Одну из причин «такой разрушительной политики» И. Шпектор видит в том, что руководители субъектов РФ забирают ранее делегированные на муниципальный уровень функции в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, и «доходит до того, что дороги и коммуналку в муниципальных образованиях контролируют губернаторы». В результате муниципалитеты не могут решать те вопросы, с которыми к ним обращаются граждане. Это ремонт школ, больниц, дорог и содержание инфраструктуры населенных пунктов. А если муниципалитет пытается на свой страх и риск что-то делать, то тут же «наезжает» прокуратура, считая, что это неправомочная трата бюджетных средств.

«Если люди, которые живут на территории, реально ничем не управляют, то как там что-то может меняться к лучшему?» — посетовал член ОП РФ и заверил участников общественных слушаний, что все их предложения будут обобщены и доведены до президента, правительства, сенаторов и депутатов.

Председатель комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина отметила, что у огромной территории, на которой проживает до 30% населения страны, «нет хозяина». Одно министерство отвечает за культуру, другое — за здравоохранение, третье — за образование, и с каждым годом «ситуация только ухудшается». «Ответственности муниципалитетам только добавляется, а ресурсов нет», — сказала Е. Уваркина.

Она напомнила, что все эти проблемы обсуждались неоднократно, затем извинилась перед слушателями за то, что должна идти на другое совещание, и покинула аудиторию.

Закрывают школы, убивают село

Президент Союза малых городов России Евгений Марков заявил, что принцип подушевого финансирования губителен для муниципальных образований. Под лозунгом оптимизации бюджетных расходов в малых населенных пунктах с 2005 г. закрыто 12 377 общеобразовательных школ. На 40% меньше стало больниц, на 20% — поликлиник. С закрытием школы умирает село. А высокопоставленные федеральные чиновники с дипломами зарубежных университетов утверждают, что город с населением менее 100 000 человек бесперспективен. Маятниковая миграция работоспособного населения достигла таких масштабов, что уже из Краснодарского края люди едут на работу в Москву.

По утверждению старшего научного сотрудника Института проблем развития РАН Станислава Гончаренко, в 1993 г. из Подмосковья в столицу на работу каждый день ездили от силы несколько сотен человек, сегодня счет идет на сотни тысяч, что порождает транспортный коллапс. Жители Московской области и соседних с ней регионов проводят четыре и больше часов в пути в Москву на работу и обратно домой. Им не до воспитания детей, отсюда негативные явления в подростковой среде.

Основные объемы финансирования направляются на развитие крупных учреждений социальной сферы в большие города, продолжил президент Союза малых городов России. За разрушением экономической базы российской провинции следует свертывание территориальной инфраструктуры небольших городских и сельских населенных мест. Так, ликвидирована большая часть малокомплектных школ.

Сомнение по поводу бюджетной экономии высказал также доцент Финансового университета при Правительстве РФ Юрий Симагин. По его словам, такое сбережение сопровождается сокращением налоговых поступлений, а уменьшение числа муниципальных образований — депопуляцией сел и малых городов. Чтобы остановить опустынивание российской провинции, ученый предлагает:

  • прекратить практику слияния и исчезновения сельских и городских поселений;

  • прекратить практику создания городских округов вместо муниципальных районов;

  • прекратить преобразование поселков городского типа в сельские поселения;

  • изменить налоговую систему, при которой 90% муниципальных образований являются дотационными.

По свидетельству ученого, 866 поселков городского типа (ПГТ), в которых проживало 3,095 млн человек, преобразованы за 1989—2014 гг. в сельские поселения. Изменения произошли большей частью в национальных автономиях, северных и восточных провинциях страны.

Еще одна тенденция — сокращение числа муниципальных образований, которых и так уже на 20% меньше, чем было в 2002 г. «Уменьшение количества муниципалитетов объясняется депопуляцией, но оно только подталкивает ее и идет даже там, где численность населения растет», — считает Ю. Симагин.

В результате, во-первых, местная власть не приближается к населению, а отдаляется от него, и, во-вторых, усиливается дифференциация территорий по социально-экономическому потенциалу, качеству и уровню жизни людей.

«У нас было четыре ПГТ, остался один. Три стали сельскими поселениями, чтобы люди могли пользоваться льготами, положенными для сельчан, — сказал первый заместитель главы Чусовского района Пермского края Валентин Шадрин. — А муниципальный район является дотационным на 68%, появляется еще одна депрессивная территория, которой без государственной помощи не выжить».

«На нашей территории закрыли три школы из четырех, ликвидировали шесть хозяйств, — сообщил руководитель крестьянского хозяйства „Галкинское“ из Свердловской области Василий Мельниченко. — Поручения президента по сбалансированному развитию российских территорий не выполняются, и никто за это не отвечает. Может, надеются на чудо? А оно, чудо, кроется в том, что работать надо и развивать местное самоуправление. Просто надо людей на местах поддерживать, а то они деньги хранят уже в воспоминаниях».

Типы и численность городов и поселков городского типа в РФ по состоянию на 1 января 2015 г.

Тип населенного пункта

Количество

Город

1115

в том числе:

с населением более 1 млн человек

15

с населением 100 000—500 000 человек

154

Поселок городского типа

1192

в том числе:

районные центры

40%

с градообразующими предприятиями

60%

ИСТОЧНИК: Финансовый университет при Правительстве РФ

К сведению

Из рекомендаций Всероссийской научно-практической конференции в РАН:

1. Расширить доходные источники муниципалитетов за счет, в частности, переориентации на местные бюджеты налоговых поступлений от субъектов среднего и малого предпринимательства.

2. Включить в перечень вопросов местного значения функцию обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий.

3. Принять комплекс мер, исключающих дальнейшее сокращение числа сельских населенных пунктов, малых городов, поселков городского типа.

4. Отказаться от реализации в небольших городах и сельской местности принципа подушевого финансирования систем образования и здравоохранения как не отражающего специфику функционирования социальных учреждений в малых населенных пунктах.

5. Осуществить привязку создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к конкретным населенным пунктам с размещением более половины таких рабочих мест в небольших городских и сельских поселениях, в том числе в слабо освоенных районах страны.

6. Разработать федеральную целевую программу развития малых и средних городов и поселков городского типа с целью поддержки сельской местности, с одной стороны, и сдерживания роста мегаполисов, с другой стороны, предусмотрев строительство новых предприятий за счет средств федерального бюджета в небольших городах, прежде всего в моногородах, лишенных в процессе реформ градообразующей базы.

Подписано 19.03.2015 руководителями Института экономики РАН, Вольного экономического общества, Совета по изучению производительных сил, Союза малых городов России