Россиянам придется отказываться от сладкого

| статьи | печать

Прирост цен на кондитерские изделия в России вышел на новый виток с Нового года и составил в среднем 20,7% для всех типов кондитерских изделий. Наиболее подорожавшими являются шоколад (+33,5%), шоколадные конфеты (+27,4%) и карамель (+26,2%). Эксперты считают, что продолжающийся рост цен на кондитерские изделия неизбежно приведет к дальнейшему сокращению их потребления. По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), в прошлом году потребление шоколада и шоколадных изделий сократилось на 8,4% в среднем на человека за год. Причем экспорт этой продукции стал меньше на 13%.

По данным Росстата, в январе 2016 г. индекс потребительских цен составил 109,8% к январю 2015 г. (в январе 2015 г. — 115% к январю 2014 г.), в том числе на продовольственные товары — 109,2% (в январе 2015 г. — 120,7% к январю 2014 г.). Значительное влияние на рост потребительских цен на продовольственные товары оказало удорожание большинства наблюдаемых видов плодоовощной продукции.

Рост цен на кондитерские изделия в январе 2016 г. продолжился высокими темпами, несмотря на ожидавшееся ранее снижение динамики в силу того, что основное подорожание сладостей, связанное с девальвационными процессами, в январе 2015 г. уже случилось. Но резкое ослабление рубля в начале 2016 г. придало ценам на сладкое дополнительную динамику.

Самые высокие цены на такие сладости, как шоколад, шоколадные изделия, в Москве. Например, шоколад в Москве в среднем стоит 844,8 руб./кг, тогда как в среднем по стране 752,5 руб./кг. Также лидируют по дороговизне сладостей Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа, в которых, в частности, продаются самые дорогие в стране торты (493,3 руб./кг), пряники (159,16 руб./кг), кексы и рулеты (293,34 руб./кг). Наиболее низкие цены на сладости установились в Северо-Кавказском, Приволжском и Южном федеральных округах.

По мнению экспертов ЦИКР, девальвация национальной валюты — один из ключевых факторов, оказывающих влияние на рост себестоимости производства сладостей в России, особенно это сказывается на ценах на шоколадные изделия, в себестоимости которых до 70% приходится на импортируемое сырье. Резкий рост цен на шоколад и шоколадные изделия в течение 2015 г. уже привел как к сокращению потребления (–8,4% в среднем на человека за год) этих изделий внутри страны, так и к падению экспорта шоколадных изделий примерно на 13%.

За последний год основные страны — поставщики кондитерской продукции в РФ снизили объемы поставок в Россию на 30—40%. В целом снижение объемов импорта шоколадных изделий за указанный период составило почти 55%. Не сумели пока воспользоваться освободившейся нишей и российские производители шоколадных изделий: объемы производства шоколадной продукции в России за девять месяцев 2015 г. сократились на 0,4% (данные Росстата).

При этом российские производители практически на треть сократили закупку какао-бобов. По данным ФТС, импорт какао-бобов за октябрь 2015 г. составил 7200 т, импорт какао-пасты — до 4400 т, какао-масла — до 4100 т. Ввоз какао-бобов за январь — октябрь 2015 г. сократился на 27,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составил 35 200 т. Импорт какао-пасты снизился на 5,4% — до 30 600 т, а импорт какао-масла — на 13,1%, до 26 600 т.

Как пояснили в ЦИКР, текущая экономическая ситуация, девальвация рубля и рост мировых цен на какао-сырье вынуждают отечественных производителей снижать его закупки. Себестоимость производства шоколадных изделий выросла на 50—80%, как и рублевые цены на основные виды сырья. Кроме того, производители шоколада во всем мире со второй половины октября вновь столкнулись с существенным ростом мировых цен на какао-сырье. С середины октября после небольшой сентябрьской коррекции стоимость тонны какао-бобов на мировых биржах постоянно росла и почти вплотную приближалась к пятилетним максимумам, отмечавшимся в 2010 г., когда стоимость тонны какао-бобов достигала 2503 фунта.

«Продолжающийся рост цен на кондитерские изделия неизбежно приведет к дальнейшему сокращению их потребления, как это происходило в 2015 г., — считает исполнительный директор ЦИКР России Елизавета Никитина. — В январе традиционно высока доля товарных запасов предыдущего периода, что несколько сдерживает рост цен, но уже по итогам I квартала 2016 г. „провал“ по потреблению может быть сопоставимым с показателями предыдущего года».

Прогнозы экспертов и участников рынка на текущий год неутешительны: с продолжением снижения уровня жизни потребители все больше будут отказываться от кондитерских изделий как от того, что не является необходимым продуктом питания. Сейчас это шоколад и торты, но с усугублением ситуации падение потребления может затронуть и остальные сегменты.

Потребительские цены на кондитерские изделия в РФ, руб./кг

01.2014

01.2015

01.2016

%, (01.2016 к 01.2015)

Печенье

104,27

118,6

140,08

18,1

Пряники

91,02

101,8

118,11

16,0

Зефир, пастила

175,92

200,5

233,26

16,3

Карамель

133,92

158,09

199,57

26,2

Конфеты мягкие, глазированные шоколадом

190,35

225,88

287,83

27,4

Конфеты шоколадные натуральные и с добавками

407,17

471,15

570,13

21,0

Шоколад

481,42

563,66

752,45

33,5

Кексы, рулеты

178,96

194,8

225,62

15,8

Торты

323,93

358,07

399,66

11,6

ИСТОЧНИКИ: данные Росстата, ЦИКР

К сведению

Потребители не привязаны к тортам и конфетам

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какие продукты входят в ежедневный рацион россиян, в потреблении каких товаров наши сограждане считают необходимым себя ограничивать. Согласно исследованию 60% россиян назвали кондитерские изделия дополнительными продуктами питания наравне с консервированными фруктами (70%), рыбной продукцией и морепродуктами (66%), пакетированными соками (65%).

При этом около двух третей также осознают, что необходимо умерять свой аппетит при распитии пакетированных соков (70%) и лакомстве кондитерскими изделиями (66%). Упаковку продуктов питания с той или иной периодичностью изучают 63% опрошенных, в том числе 31% — регулярно. А влияние рекламы на собственный рацион большинство (83%) считает малым.

Потребление кондитерских изделий в России составляет около 22 кг на человека в год. При этом потребление шоколада составляет меньше 4 кг в год (около 10 г в день), мучных кондитерских изделий с длительными сроками хранения — 8,8 кг в год на человека (24 г в день), карамели — 1,36 кг в год (3,7 г в день). В среднем на 100 г печенья приходится 450—500 килокалорий, на 100 г шоколада — 500 килокалорий, на 100 г карамели — около 400 килокалорий. Таким образом, в среднем россияне потребляют около 270 килокалорий в день за счет кондитерских изделий, что немногим менее 11% от суточной нормы.

Для сравнения: в Европе потребление кондитерских изделий составляет в среднем 32 кг в год на душу населения (87,8 г в день) При этом шоколада потребляется в среднем 6 кг, а в ряде западноевропейских стран — до 12 кг. Европейцы потребляют около 395 килокалорий кондитерских изделий, что выше российского показателя на 46%.

Из всех категорий кондитерских изделий наиболее востребованы российскими потребителями мучные кондитерские изделия как длительных, так и недлительных сроков хранения. На них приходится 51% от общего объема производства кондитерских изделий в стране, подсчитали в Центре исследований кондитерского рынка. Вторую половину делят между собой в основном шоколадные и сахаристые кондитерские изделия.

Шоколадный Новый год

В последнем месяце ушедшего года индекс «Кофе с молоком», рассчитываемый исследовательским холдингом «Ромир», достиг показателя в 993 п.п., улучшив значение ноября на 4,4% и на 6,7% относительно декабря 2014 г. Декабрьский рост индекса был полностью обеспечен за счет значительного роста, почти на четверть, объемов купленного россиянами шоколада.

Базой для расчета индекса «Кофе с молоком» (КсМ) является динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. По мнению авторов исследования, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».

Рост индекса без проблем обогнал месячную инфляцию, рассчитанную Росстатом в размере 0,8%. Однако вряд ли получится похвалить декабрь 2015 г. за показательный рост по сравнению с предыдущими годами. Например, в 2014 г. значение КсМ относительно ноября увеличилось на рекордные 13,5%. В 2013 г. прирост индекса в декабре к ноябрю составил 9,8%, а в 2012 г. за аналогичный период он вырос на 7,7%. Таким образом, каким бы ни был рост индекса «простых удовольствий», он значительно скромнее, чем в предыдущие годы.

В годовом выражении «Кофе с молоком» подрос на достаточно скромные 6,7%, что ощутимо не дотягивает до размера накопленной за год инфляции в 15,5% (по данным Росстата). То есть праздники праздниками, а экономию все равно никто не отменял.

Рост индекса в декабре главным образом был обеспечен предпраздничной усиленной закупкой шоколада. Кофе россияне запаслись еще месяц назад. Поэтому объемы его покупки в декабре относительно ноября даже чуть-чуть сократились — на 2%. Зато объемы покупки шоколада выросли сразу на 23,2%.

Годовой рост индекса, как и все предыдущие месяцы, обязан только ощутимому росту цен на кофе (+25,2%) и шоколад (+30,8%). Но индекс не растет так, как хотелось бы, из-за снижения объемов всех составляющих продуктов индекса, особенно кофе (–15,6%) и молока (–13,4%).