Резерв по сомнительным долгам и учетная политика: вместе или врозь?

| статьи | печать

Является ли обязательным указание в налоговой учетной политике на создание компанией резерва по сомнительным долгам? С этим вопросом разбирались судьи в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 № А53-23595/2014. Решение — в пользу налогоплательщиков.

После проведения выездной проверки инспекторы доначислили компании более полумиллиона рублей налога на прибыль. Поводом для этого послужило следующее.

Организация для целей налогообложения прибыли учла в составе внереализационных расходов отчисления в резерв по сомнительным долгам. Налоговики решили, что такие действия компании необоснованны, так как возможность создания резерва по сомнительным долгам не была предусмотрена в учетной политике организации.

Компания с таким решением проверяющих не согласилась и обратилась за защитой своих интересов в суд. Три судебные инстанции встали на сторону налогоплательщика и признали выводы налоговиков неверными. Приведем аргументацию арбитров.

Понятие сомнительного долга и правила формирования резерва по таким долгам содержатся в ст. 266 НК РФ. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.

Суды указали, что ст. 266 НК РФ не предусматривает права налогоплательщика создавать резерв по сомнительным долгам только при условии, что это предусмотрено учетной политикой предприятия в целях налогообложения прибыли, и только в определенные сроки.

Более того, в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете. Согласно ст. 313 НК РФ налоговым учетом признается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. При этом налоговый учет включает в себя в том числе первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Система налогового учета организуется компанией самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Налоговые органы не вправе устанавливать для организаций обязательные формы документов налогового учета.

Отметим, что рассматриваемое судебное решение не единственное по данному вопросу. Арбитры и ранее приходили к выводу, что создание резерва по сомнительным долгам без указания на это в учетной политике организации не является нарушением норм НК РФ (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 № А79-3573/2007, Северо-Западного округа от 03.07.2008 № А56-12980/2007 (Определением ВАС РФ от 12.11.2008 № 14387/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)).