Промышленность: обработка снижается, добыча растет

| статьи | печать

Общий индекс промышленного производства в августе нынешнего года составил 95,7% по отношению к последнему месяцу лета 2014 г. Однако спад обрабатывающего сектора (93,2%) проходил на фоне роста добывающих компаний (100,8%). Это позволило экономистам сделать прогноз: отечественная индустрия может «оттолкнуться от дна» уже в конце текущего года.

Ученые Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Института экономической политики им. Егора Гайдара (ИЭП) и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) сделали анализ причин замедления падения отечественной промышленности в отраслевом разрезе.

Динамика обрабатывающих производств в конце 2014 — начале 2015 г. показывает, что в данный период российская обрабатывающая промышленность разделилась на две группы по степени реакции на развивавшийся экономический кризис.

Два «полюса» обработки

В состав первой группы, которую можно условно назвать «положительным полюсом», вошли производство пищевых продуктов, обработка древесины, выпуск кокса, нефтепродуктов, прочих неметаллических минеральных продуктов, химическое производство, металлургия (их вклад в общий индекс промпроизводства около 35%). В краткосрочном периоде она испытывала благоприятное влияние внешнеэкономической конъюнктуры. Здесь компании располагали возможностями по замещению импорта и в конце 2014 — начале 2015 г. продемонстрировали некоторый рост, затухающий по мере исчерпания этих преимуществ.

В числе предприятий второй группы — «отрицательного полюса» промышленности — оказались текстильное и швейное, целлюлозно-бумажное производства, выпуск кожи, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств (вклад в общий индекс промпроизводства около 17%). Они в большей степени пострадали от подорожания импортных промежуточных товаров или были зависимы от кредитования. В результате тут наблюдался постепенный ускоряющийся спад.

Два тренда добычи

Компании, занятые добычей полезных ископаемых (вклад в общий индекс промпроизводства порядка 30%), на протяжении последних месяцев демонстрируют заметный рост. Причины этого роста становятся ясными при рассмотрении более детализированных статистических данных — динамики добычи топливно-энергетических ископаемых и отдельно прочих полезных ископаемых.

Первый сектор добывающей индустрии с осени 2014 г. прошел через период существенного спада и с июня 2015 г. демонстрировал восстановительный рост. Динамика второй группы компаний (в основном это добыча металлических руд, сырья для строительства и химического производства) на протяжении всего рассматриваемого периода практически не менялась.

«Практически неизменный уровень тренда добычи прочих полезных ископаемых, по всей видимости, отражает тот факт, что этот вид сырья экспортируется в значительно меньших объемах, перерабатывается на территории России и, соответственно, в меньшей степени зависит от колебаний валютного курса и внешнеэкономической конъюнктуры», — комментирует ситуацию руководитель научного направления «Реальный сектор» ИЭП Георгий Идрисов.

Причины запаздывающего и относительно небольшого падения индекса производства в сегменте добычи топливно-энергетических ископаемых связаны с различиями в динамике рублевых цен экспорта на российскую нефть и обменного курса доллара.

Резкое укрепление доллара практически компенсировало снижение цены на нефть в долларовом выражении. Рублевая экспортная цена нефти не падала (и даже немного росла) вплоть до конца 2014 г.

В дальнейшем после стабилизации на валютном рынке и небольшого долларового удорожания нефти на мировых биржах (в I и II кварталах 2015 г.) рублевые экспортные цены пошли вниз. Однако фактически это произошло с трехмесячным лагом относительно падения биржевых цен на нефть и ослабления рубля. В результате выпуск в секторе добычи топливно-энергетических ископаемых начал сокращаться только в первые месяцы 2015 г.

Начало 2015 г. было периодом негативных ожиданий, проявившихся в падении цен на нефтяные форварды и фьючерсы, но в ходе реальных поставок цены начали восстанавливаться уже с середины весны.

На ближайшее будущее отечественной промышленности эксперты РАНХиГС, ИЭП и ВАВТ смотрят со сдержанным оптимизмом. Если в краткосрочной перспективе экономика не столкнется с новыми шоками, то общий индекс промпроизводства может преодолеть «дно» к концу 2015 г.

Позитив и негатив компенсируют друг друга

Похожие выводы делают аналитики Центра конъюнктурных исследований ВШЭ. В сентябре значение композитного индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в промышленности вновь было зафиксировано на отметке –7%. При этом в добывающем секторе он равнялся –5%, распределительные производства показали –7%, а роль аутсайдера последние три месяца сохраняет за собой обрабатывающая промышленность (–8%).

«Подобного семимесячного „топтания“ индекса на одном месте не наблюдалось за все время проведения обследований, начиная с 1995 г., — подчеркивает руководитель ЦКИ Георгий Остапкович. — Причем нельзя сказать, что в промышленности, начиная с марта, ничего не происходит. Наблюдаемые малозначительные помесячные изменения основных показателей носят разнонаправленный характер. В итоге позитивные и негативные маневры отдельных индикаторов, компенсируя друг друга, сохраняют общий индекс в консервации больше полугода».

К концу года ученый также ожидает небольшого улучшения: «Если за оставшиеся три месяца до конца текущего года не прилетят „черные лебеди“ в виде акцентированного снижения мировых нефтяных цен, падения курса рубля, ухудшения геополитической обстановки и роста инфляции, замедление темпов падения производства будет характерно для промышленности в целом».