Число бедных быстро растет, количество платежеспособных потребителей еще быстрее падает

| статьи | печать

По информации Росстата, число россиян, выживающих за чертой бедности, увеличилось по сравнению с прошлогодними данными на 2,7 млн человек. При этом быстро растет число формально благополучных граждан, которые начали экономить на еде и прочих покупках, перестали ездить отдыхать. Это звучит почти как приговор всем надеждам на оживление производства товаров и услуг: нет потребителей — не нужны и производители.

Росстат сообщает: в апреле — июне текущего года за чертой бедности жили 20,1 млн россиян, или 14% от общего населения страны. Годом ранее таких людей насчитывалось на 2,7 млн человек меньше — всего 17,4 млн (12,1%). Ведомство обращает внимание на то, что по сравнению с началом 2015 г. число бедняков в России сократилось с 22,9 млн человек. Правда, экспертов это не утешает с учетом сезонных факторов.

Статистическое ведомство констатирует, что в стране прослеживается тенденция увеличения численности малоимущих граждан. Независимые аналитики говорят то же. «Приведенные данные уже сейчас позволяют прогнозировать ощутимый рост бедности в 2015 г. — фактически впервые с начала 2000-х гг. Даже при условии замедления негативной динамики в отношении доходов и инфляции показатели бедности по итогам текущего года существенно превзойдут прошлогодние», — отмечалось в опубликованном отчете Высшей школы экономики.

Директор Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилия Овчарова напоминает, что во время кризиса в 2008 и 2009 гг. заработная плата в номинальном выражении росла и такого повышения уровня бедности не было. Теперь. по данным Росстата, к концу июля 2015 г. реальная зарплата (зарплата, пересчитанная в количество потребительских товаров и услуг, которые на нее можно приобрести) среднего россиянина сократилась в годовом исчислении на 9,2%. К середине августа с начала года потребительские цены выросли на 9,4%.

Правительство внимательно отслеживает развитие этой тенденции, так как главнейшей задачей, судя по всему, считает недопущение социальных взрывов.

Но падение доходов, существенное снижение покупательской способности несет не только социальные риски, но угрожает удушить реальную экономику, о приверженности идее развития которой так любят говорить записные государственники.

Самым неимущим можно и непременно нужно помогать, вплоть до выдачи талонов на получение продуктов или товаров для детей. Но падают доходы и формально весьма обеспеченных граждан, у среднего класса — основного потребителя товаров и услуг. Многие представители этой категории к тому же находятся под долговым прессом. Все опросы последних месяцев показывают, что эти люди все больше экономят на покупках. Прежде всего — на еде. В России в среднем домовладении на пропитание тратится примерно 30% бюджета (на Западе — 13—14%). У самых богатых — доли процента, укладывающиеся в рамки статистической погрешности, у самых бедных — почти 100%. Когда у среднего класса траты на еду стали подходить примерно к пятой части бюджета (а вместе с коммунальными платежами, платежами по кредитам и прочими бытовыми тратами — к 100%), они начали отказываться от ряда привычных продуктов, переходить на более дешевые аналоги. Упал спрос на турпоездки, на новые автомобили, одежду, технику…

Это ставит в сложное положение предприятия, которые работают для народа, а не только по госзаказу. Если спрос не начнет восстанавливаться, то следует ожидать роста явной или скрытой — с задержкой выплаты зарплат и прочими штуками, памятными по  девяностым — безработицы.

Известно, что потребительские расходы находятся в центре сильной экономики. Это — источник заработной платы и прибыли, это двигатель экономической деятельности. Падают расходы — падает экономика.

Так что угроза, которую отследил Росстат, гораздо более глобальная, чем нарушение социального покоя в отдельных территориях. Это грозное предупреждение, к которому следует прислушаться и что-то предпринять не только по смягчению удара по самым бедным, но по поддержанию необходимого стране уровня покупательской способности среднего класса.

Пренебрежение же этими очевидными экономическими постулатами приводит, к примеру, к такой картине, которую коротко и ясно сформулировал недавно бизнесмен и издатель Константин Ремчуков. Он говорил, что в России наблюдается уникальная для мира ситуация, когда откровенно экономят на всем и живут фактически в бедности не инвалиды или наркоманы, а хорошо образованные и стабильно работающие за приличные зарплаты специалисты.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ

Млн человек

В % от общей численности населения

2014 г.1

I квартал

19,8

13,8

II квартал

17,4

12,1

1-е полугодие

18,9

13,1

III квартал

16,6

11,5

Январь — сентябрь

18,0

12,6

IV квартал

13,1

9,1

Год2

16,1

11,2

2015 г.1, 2

I квартал

22,9

15,9

II квартал

20,1

14,0

1-е полугодие

21,7

15,1

1) Информация приведена без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.
2) Предварительные данные.
ИСТОЧНИК: Росстат