«Догнать и перегнать» — 2015

| статьи | печать

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в недавнем интервью сказал, что при нынешнем курсе рубля мы впервые опередили США по производительности труда и важно «сформировать задел на будущее по сохранению конкурентоспособности, чтобы не просто импортозамещаться, а чтобы импортоопережаться». Из логики и терминологии министра следует: чтобы заявленное «импортоопережение» стало ближе, надо «уронить» рубль ещё больше. Но российской экономике не до шуток…

*****

Призыв «Догнать и перегнать» не раз звучал в советское время. На протяжении 1930-х — 1980-х гг. прошлого века отечественная промышленность даже выпускала токарный станок «Догнать и перегнать», сокращённо — ДИП-200. В 50-е годы под этим лозунгом соревновались с экономикой США по темпам развития и объёмам производства.

Информация к размышлению

И сегодня, после 25 лет реформ, актуальны слова, произнесённые не одним из действующих российских министров, а «отцом народов» И.В. Сталиным в далёком 1928 г. на VIII съезде ВЛКСМ: «Нам нужны теперь… специалисты по металлу, по текстилю, по топливу, по химии, по сельскому хозяйству, по транспорту, по торговле, по бухгалтерии и т. д. и т. п. Нам нужны теперь целые группы, сотни и тысячи новых кадров…, могущих быть хозяевами дела в разнообразнейших отраслях знаний. Без этого нечего и говорить о быстром темпе… строительства… Без этого нечего и говорить о том, что мы сумеем догнать и перегнать передовые капиталистические страны».

Очевидно, прежде чем перегнать, сначала надо догнать, а затем основательно и всесторонне подготовиться к последующему рывку. Иначе получится как в старом анекдоте:

«Хрущёв выступает на Кировском заводе:
— Мы, товарищи, скоро не только догоним, но и перегоним Америку!
Голос из толпы:
— Догнать Америку мы, Никита Сергеевич, согласны. Только перегонять бы не надо.
— А почему?
— А голый зад будет видно!»

Непреходящий смысл понятен. Нужны не победоносные призывы и полные оптимизма громкие фразы, а повседневные реальные дела, результаты, не приуроченные к памятным датам, а ощутимые каждым в его буднях. Здесь один из важных источников мотивации работников и стимулов развития отечественной экономики.

*****

Д. Мантуров: любые санкции — это плохо, однако они дали российским производителям, национальной промышленности практически уникальный шанс (здесь и далее — «Ведомости», 5 августа 2015 г.).

Но разве нормально, когда мы без устали твердим, что это «уникальный шанс»? Словно нет более весомых аргументов и жизненных обстоятельств, настойчиво ориентирующих на промышленный подъём, актуальную индустриализацию.

По утверждению министра, в ведомстве уже «с 2007—2008 гг., когда не было государственных программ, в плановом порядке реализовывались отраслевые стратегии и целевые программы», а с 2012 г. осуществлялась промышленная политика, нацеленная на формирование добавленной стоимости произведённой в России продукции.

Более того, «поставленные правительством задачи по активизации импортозамещения и формированию отраслевых планов выполнены полностью и в срок».

Информация к размышлению

По данным ФТС за январь-май нынешнего года объем экспорта машин и оборудования составил 9,58 млрд долл., грузовых машин — 0,17 млрд долл. За этот период экспорт сырой нефти —39,81 млрд долл., природного газа — 18,76 млрд долл. («Экспортёров технологичной продукции пообещали поднять на “инвестлифте” к “единому окну”», «Экономика и жизнь», 31 июля 2015 г. — см. здесь же).

Как видим, в отличие от ведомственных отчётов, фактическая доля технологической продукции в поставках за рубеж может выступить объективным критерием оценки отраслевых планов, выполненных полностью и в срок, и обеспечивающих формирование добавленной стоимости произведённой в России продукции. Становится очевидно, что «нефтегазовая» заноза сидит крепко…

Возникают очевидные вопросы. Почему по итогам 2009 г. отечественный ВВП упал без малого на 8% — больше, чем в других развитых и развивающихся странах? Почему реализованные «отраслевые стратегии и целевые программы…, промышленная политика» в последующие годы не только не предотвратили падение темпов экономического роста, но и не уберегли российскую экономику от стагнации/рецессии/кризиса? Почему не было «разбора полётов» (известного общественности), если не считать практически бесполезную «перезагрузку» в 2011 г. «Стратегии-2020»? Будут ли и как учтены в новой «Стратегии-2030» ошибки, допущенные в проведении промполитики? И т. д.

Информация к размышлению

Суммарные потери российской экономики от санкций, введённых Западом, составят 9% ВВП. Такой прогноз содержится в отчёте Международного валютного фонда, подготовленном по итогам ежегодных консультаций экспертов МВФ с Правительством Российской Федерации («Новые Известия», 5 августа 2015 г.),

Примечательно утверждение Д. Мантурова о том, что Россия будет своевременно запускать необходимые судостроительные мощности в ходе реализации программ освоения Арктики: «Что касается газовозов и более крупных судов, то сейчас реализуется проект на Дальнем Востоке — „Звезда“, который должен выдать первую продукцию к концу 2018 г. с учётом потребностей, которые есть у „Роснефти“ и „Газпрома“. Таким образом, по мере реализации программ по освоению Арктики мы будем успевать запускать необходимые судостроительные мощности… В этом году мы переориентировали госпрограмму судостроения под задачи производства судового оборудования, огромное количество которого мы закупаем за рубежом. Поэтому нужно обеспечить это производство на территории нашей страны, чтобы сверстать это с планами производства самих судов».

Отвечая на возражение корреспондента: «Но „Звезда“ ещё даже не построена! Она вообще ничего ещё не может гарантировать», он заметил: в 2016 г. на «Звезде» будет начата резка металла в блоке корпусных производств, после получения спускового устройства в 2018 г. будет выполнен первый заказ. К 2018 г. будет готов пакет заказов, которые формируются сейчас «Газпромом», «Новатэком» и в первую очередь «Роснефтью», которой принадлежит основной пакет акций «Звезды». При этом должны быть обеспечены качество, сроки сдачи и соответствие техническим требованиям заказчика, предложены более конкурентные условия, чем у зарубежных партнёров.

Словом, определённые позитивные сдвиги в реализации промышленной политики отрицать нельзя. И вступивший в силу с 1 июля Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» при всей ограниченности и недостатках в известной степени ориентирует на системный подход и долгосрочные действия.

Новации, о которых говорит в своём интервью министр (Фонд развития промышленности, субсидиарные и регулятивные форматы поддержки, стандартизация и унификация требований к отечественным и зарубежным производителям промышленной продукции, специальные инвестиционные контракты с государственными гарантиями и сроком исполнения десять лет и др.), — безусловно, движение в верном направлении.

*****

Но достаточно ли того, что запланировано, а главное, сделано?

Источники в Минобороны сообщают, что на заседании Морской коллегии в Санкт-Петербурге 2 июля этого года главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявил о том, что решение проблемы «импортозамещения в области судового машино- и приборостроения, по сути, провалилось». Несмотря на утверждения российских производителей о способности самостоятельно выпускать весь комплект военной и другой продукции, доля импортных составляющих по-прежнему существенная. И здесь наблюдается просто виртуальное импортозамещение («Независимая газета», 5 августа 2015 г.).

Информация к размышлению

В. Чирков о продукции завода «Звезда»: «Двигатель-то новый у них — действительно их разработки, а изготовление чьё? Опять импортное! Я вчера с ними общался. А металл, говорю, из которого сделан двигатель, у нас в России способны сделать? А корпус и составные детали? Нет! Растеряли все технологии! Электрооборудование? Нет! Задаю вопрос: турбонагнетающие установки для двигателя кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция и т. д.! Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет» (там же).

Неудивительно, что глава Минобороны Сергей Шойгу на одном из селекторных совещаний выяснял причины того, почему Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) в этом году может сорвать гособоронзаказ на поставку в ВМФ 12 кораблей и судов.

По мнению члена-корреспондента Академии военных наук Эдуарда Родюкова, проблемы ОСК и оборонки в целом связаны с общим состоянием российской экономики, её отсталостью, кризисом и коррупцией. Чтобы развитие перестало быть виртуальным, а эффективность предприятий ОПК повышалась, необходимы усилия не столько Минобороны, сколько всего правительства. Однако эксперт не уверен, что это можно сделать быстро, и не исключает, что негативные моменты в выполнении гособоронзаказа будут нарастать (там же).

Информация к размышлению

По данным Минпромторга средний возраст судов речного флота — 36 лет. Из 14328 имеющихся судов возраст 13500 (94,2%) — 20 лет и больше, в т.ч. 4083 судна старше 40 лет. Одна из основных проблем — высокая стоимость строительства, доходящая до 500 млн руб. за единицу. Средний срок окупаемости 15-20 лет, а ежегодный период эксплуатации не превышает 4—6 месяцев. Отсюда трудности долгосрочного финансирования («Независимая газета», 6 августа 2015 г.).

Как стало известно, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал документы о правительственной комиссии по импортозамещению и стал её председателем. Созданы две подкомиссии: по вопросам гражданских отраслей экономики и оборонно-промышленного комплекса («Прайм», 5 августа 2015 г.).

А Д.Мантуров может возглавить совет директоров ОСК. В компании это назначение считают «абсолютно естественным и приветствуют его как еще один шаг, который сделает более четким и эффективным взаимодействие между корпорацией и курирующим ее министерством». Заметим с 2011 г. и до недавнего времени правительство запрещало чиновникам (министрам, вице-премьерам) входить в состав советов директоров госкомпаний («Коммерсант», 11 августа 2015 г.).

*****

Рассуждая о пользе объединения стратегического и бюджетного планирования, д.э.н. Валерий Горегляд указывает, что «до сих пор так и не выработаны стратегические документы развития экономики России в изменившихся условиях… Многие эксперты отмечают не только несогласованность отдельных показателей госпрограмм и основополагающих стратегических документов, но и то, что стратегии развития соответствующих отраслей и содержание госпрограмм не коррелируют между собой. При этом разработчики программ (как правило, министерства) сами себе формируют цели и задания и сами же их исполняют, а оценка эффективности часто от них не зависит. Таким образом, ответственности за их исполнение нет» (выделено мной. — В.Т., «Независимая газета», 5 августа, 2015 г.).

Усугубляет ситуацию «отсутствие целостной системы стратегического планирования... при практически нулевой связи между стратегическим и бюджетным планированием» (Выделено мной. — В.Т.).

*****

Глава Минпромторга настроен оптимистично. У санкций больше плюсов, чем минусов. Секторы экономики развернулись к отечественной промышленности и формируют заказы. Отсутствие определённых технологий и компетенций — это «вызов нашим инженерам и нашей науке, с которыми они справятся. В итоге мы по целому ряду направлений получим образцы продукции, которые раньше у нас в стране не производились, а теперь будут… При таком курсе рубля мы впервые опередили США по производительности труда. Это плюс. Теперь важно не проворонить открывшиеся возможности — успеть создать новые производства, продукты, сформировать задел на будущее по сохранению конкурентоспособности, чтобы не просто импортозамещаться, а чтобы импортоопережаться… Мы должны создавать такую продукцию, которая и закроет потребность внутреннего рынка, и откроет нам рынки внешние… Мы должны воспользоваться открывшимися возможностями» (выделено мной. — В.Т., «Ведомости», 5 августа 2015 г.).

Вряд ли фразу министра о том, что по производительности труда мы наконец опередили США, кто-то воспримет всерьёз. Тем более, что популярный на протяжении всей советской истории призыв «Догнать и перегнать Америку!» в ХХ веке остался нереализованным.

В XXI веке времени на это — всё меньше…