Обзор судебной практики («Бухгалтерское приложение», № 31, 2015 г.)

| статьи | печать

Постановление АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № А21-6319/2014

Если в декларации не заявлено об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль на сумму убытков прошлых лет, эти убытки при расчете налога на прибыль не учитываются.

По результатам проверки налоговая инспекция доначислила компании налог на прибыль. Компания, посчитав, что налоговики при начислении не учли имеющиеся у нее убытки прошлых лет, обратилась в суд.

Суд первой инстанции отказал компании в удовлетворении иска. Аргументировал он это тем, что налогоплательщик не заявил в декларации по налогу на прибыль о том, что на сумму полученных убытков он уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль за проверяемый период. Апелляционный суд поддержал компанию. Он указал, что инспекция, установив при проверке наличие убытка прошлых лет, должна была учесть данное обстоятельство при расчете налога.

Окружной суд признал верными выводы суда первой инстанции. Он отметил, что именно налогоплательщик самостоятельно определяет в налоговой декларации, в каком периоде и в какой сумме засчитывать имеющийся у него убыток. Несоблюдение такого порядка препятствует налоговому органу выявить действительные налоговые обязательства налогоплательщика.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 17.07.2015 № Ф08-2928/2015

Налоговое законодательство не обязывает покупателя импортных товаров проверять номера таможенных деклараций, указанных в выставленных поставщиками счетах-фактурах, для целей получения вычета по НДС.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС инспекция отказала компании в вычете по ряду счетов-фактур, которые содержат недостоверные данные о стране происхождения товаров и номерах таможенных деклараций. Налоговики сделали вывод, что товары, перечисленные в этих счетах-фактурах, реально не ввозились на территорию РФ и сделка по их покупке является фиктивной.

Суды всех инстанций указали, что компания как конечный потребитель ввезенных на территорию Таможенного союза товаров, не являясь при этом импортером, не должна нести ответственность за соответствие сведений о происхождении товара и номере таможенной декларации сведениям, полученным от своих контрагентов по договорам поставки. Реальность осуществления хозяйственной деятельности компании с ее контрагентом подтверждается банковскими выписками. Товары компанией оприходованы и используются в операциях, облагаемых НДС. Таким образом, компания выполнила все требования НК РФ, необходимые для принятия к вычету НДС по спорным счетам-фактурам.

Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06.2015 № Ф01-1244/2015

Принять НДС к вычету по товарам, право собственности на которые перешло к покупателю в момент их отгрузки поставщиком, можно только после их оприходования на складе покупателя.

По условиям договора, заключенного компанией с поставщиком товара, право собственности на товар переходит к покупателю в момент отгрузки товара на складе поставщика. 30 марта в адрес компании был отгружен товар и выписан счет-фактура. На склад компании товар пришел 4 апреля. В ходе проведения проверки налоговики пришли к выводу, что компания неправомерно заявила вычет НДС в I квартале по счету-фактуре, датированному 30 марта, поскольку товар был оприходован на склад во II квартале. Компания обратилась в суд.

Суды всех инстанций поддержали налоговиков. Они указали, что одним из условий применения вычета НДС является принятие на учет товаров (работ, услуг). Исходя из товарной накладной, товар был получен компанией 4 апреля, что подтверждается распиской кладовщика в получении груза. Соответственно, у компании не было оснований для вычета НДС в I квартале, поскольку одно из условий правомерности его применения не было соблюдено.

Суды отклонили довод компании о том, что по условиям договора право собственности на товар переходит к ней в момент его отгрузки. Установленные законодательством условия для применения вычета по НДС не могут быть изменены соглашением сторон в рамках гражданско-правовых отношений.