Год новой жизни ОСАГО: тарифы выросли недостаточно

| статьи | печать

Российский союз автостраховщиков (РСА) подвел первые после изменения законодательства финансовые итоги в области обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Летом 2014 г. Госдума приняла существенные поправки в закон об обязательном автостраховании, вследствие чего выросла страховая премия, причем повышение тарифа произошло дважды, выросли также лимиты по выплатам, изменилась процедура урегулирования убытков по дорожно-транспортным происшествиям.

По данным РСА, увеличение лимитов выплат по страхованию автогражданской ответственности — в октябре 2014 г. и в апреле 2015 г. — обеспечило увеличение выплат пострадавшим в ДТП почти на треть (с 33 000 до 42 000 руб.). По словам гендиректора «Ромир» Ольги Гореловой, на рост страховых выплат обратили внимание и автовладельцы, всероссийский опрос (1200 человек, июнь 2015 г.) дал следующие цифры: 54% респондентов не попадали в ДТП за последний год, роста выплат не заметили 20% опрошенных, 26% ответили, что выплаты действительно увеличились.

Прогноз убытка отрасли обязательного автострахования за 2014 г. составит 3,6 млрд руб. Почему это так, объяснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев: «Неправильно считать прибыль этого бизнеса, просто отняв „выплачено“ от „собрано“. Выплаты по убыткам могут происходить в течение нескольких лет после продажи полиса, поэтому страховщики всегда держат резервы под будущие выплаты. Так, премии за прошлый год составили 147,3 млрд руб., а выплаты и расходы превысят 150,9 млрд руб.».

В 2014 г. ситуация в сегменте ОСАГО была критической: убыточность превысила 100-процентный уровень, крупнейшие страховщики сокращали свое присутствие на рынке. Скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, составил 103—105%. В 2014 г. отрицательную динамику взносов по ­ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: «Страховая группа МСК», «Альянс», «Цюрих», «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Согласие», Группа «Ренессанс Страхование», «МАКС», ВСК и «Энергогарант». В 2013 г. лишь три компании из топ-20 продемонстрирвали сокращение взносов в ­ОСАГО — «Ингосстрах», «Югория» и «Росгосстрах».

По данным заместителя по страховым рейтингам рейтингового агентства RAEX Натальи Данзурун, рынок все же становится более стабильным: «Реальная убыточность в 2015 г. составит 101%, что обеспечит более высокое качество страховой услуги. А вот в 2016 г. с учетом возможной актуализации стоимости запчастей реальная убыточность страховщиков вырастет до 102%, убытки страховщиков от операций по ­ОСАГО увеличатся. А в случае неповышения тарифов значение показателя превысило бы 140%».

Россияне все чаще оформляют ДТП по европротоколу (109 000 урегулированных убытков за 2014 г. в сравнении с 65 000 в 2013 г.), обращают внимание автостраховщики. В 2013 г. в почти половине случаев россияне подавали неправильно оформленные документы, что делало выплату компенсаций невозможной. В прошлом же году число ошибок не превысило 25%.

О повышении страховой грамотности россиян свидетельствуют и данные опроса «Ромира». 25% опрошенных заявили, что за последние полгода узнали о системе что-то новое. За последний год 9% опрошенных воспользовались процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия с помощью европротокола, и 61% из них отметил, что времени ушло гораздо меньше, чем при традиционном оформлении ДТП.

Снижается и число выплат по решению суда, что говорит о рас­тущем качестве работы автостраховщиков. В IV квартале прошлого года такие выплаты составляли 22,2% от общего числа, а по итогам I квартала нынешнего года — 14,8%. В РСА это связывают с введением прямого возмещения убытков, согласно которому при неосложненном ДТП страхователь обязан обратиться прежде всего в свою страховую компанию. Такой порядок продлен до 1 ­июля 2017 г.

Вторая причина — начало работы Единой методики оценки ущерба. В мае были обновлены ценовые справочники (80 млн наименований), а также подготовлены дополнения в части расчета ущерба транспортному средству, что также должно повысить точность экспертизы и снизить число судебных споров. По данным гендиректора «Ромир» О. Гореловой, мнения автовладельцев о Единой методике в целом положительны (считают, что она решит проблемы споров между страховщиками и страхователями, 40% опрошенных; что это долгожданная мера — 25%; что она плоха для мошенников, но хороша для страхователей — 21 %).

«В идеале число судебных решений по ОСАГО не должно превышать 7—9%», — уверен Е. Уфимцев.

С 1 июля 2015 г. запущена и система электронных полисов, которая также поможет снизить проблему доступности страховок. На данный момент к ней подключились 22 страховые компании, занимающие 82% рынка. В ближайшее время будет запущено информационное взаимодействие с госорганами, урегулирование убытков онлайн и направление страхователям СМС-уведомлений о заключении договора.

Согласно данным опроса «Ромира» 71% опрошенных считает внедрение электронных полисов одним из самых важных изменений в ОСАГО. «Граждане ждут этой меры как решения проблемы доступности полисов в регионах», — отметила О. Горелова.

Что касается дальнейшего решения проблем ОСАГО, то россияне считают, что решать их должны центральные органы власти (29%), общественность (24%), страховщики (21%) и все перечисленные (45%). Также 66% опрошенных считают необходимым введение льгот для социально незащищенных групп населения.

Автолюбители, по данным «Ромира», согласны с тем, что ­ОСАГО улучшается (29%), становится более ориентированным на водителя (23%) и видно, что власти занимаются ­ОСАГО (21%). С подозрением ко всем нововведениям относятся 25% опрошенных. В целом ­ОСАГО продолжают считать «необходимым» и «воспринимаемым как данность» (с этим согласны по 54% водителей).

Рост выплат пострадавшим в ДТП

Квартал

Средняя страховая премия, тыс. руб.

Средняя страховая выплата, тыс. руб.

2012 г.

III квартал

3,0

22,5

IV квартал

3,1

24,8

2013 г.

I квартал

3,1

25,2

II квартал

3,1

25,7

III квартал

3,2

29,4

IV квартал

3,3

30,6

2014 г.

I квартал

3,3

29,8

II квартал

3,3

31,3

III квартал

3,3

34,6

IV квартал

4,2

38,1

2015 г.

I квартал

4,8

41,4

ИСТОЧНИК: RAEX