Печатная продукция не сдается «цифре»

| статьи | печать

Рынок печатной продукции после определенной стабилизации в предыдущие несколько лет начал снижаться. Об этом говорится в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). Чиновники считают, что, несмотря на ряд трудностей, печатная пресса до сих пор остается очень стабильным, востребованным медиа с самым высоким уровнем доверия. По их мнению, цифровые технологии не вытеснят, а наоборот, будут содействовать продвижению бумажного носителя, а бумага, в свою очередь, — цифровому контенту.

На протяжении всего прошлого года Росстат фиксировал последовательное падение объема выпуска печатной продукции в натуральных показателях. По итогам года выпуск газет по сравнению с 2013 г. сократился на 9,7%, журналов — на 6,1%, книг — на 10,6%, прочей печатной продукции — на 13,3%. Некоторое увеличение выпуска сохранилось только в секторе печатной упаковки (1,3%).

В числе основных причин, оказывающих влияние на ухудшение экономического состояния полиграфического потенциала в течение года, Роспечать выделила спад издательского предложения как результат воздействия от сокращения рекламного рынка и подписки на печатные СМИ, а также развития процессов замещения печатной продукции. Вместе с тем отрицательно на динамике рынка отрази­лось отсутствие решений по снижению таможенных пошлин на импорт полиграфических материалов и кризисное состояние системы распространения печатной продукции.

Сохранить жизнь существую­щим изданиям большинство участников рынка пытаются за счет минимизации затрат: сокращения полос, утончения бумаги, уменьшения периодичности выхода в свет. Однако есть и те, кто используют кризис для расширения занимаемой доли рынка, внедряя инновации и инвестируя в создание новых печатных продуктов и распространение контента.

Если общее количество действующих типографий за последнее пятилетие практически не изменилось, то удельный вес цифровых типографий в общем числе предприятий увеличился на 45%. Заметный прирост полиграфического потенциала наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как во всех административных округах страны, за исключением Южного, он снизился. Продолжилась концентрация полиграфических предприятий в центральных городах всех регионов.

В целом развитие негативных макроэкономических процессов привело к снижению инвестиционной активности полиграфических предприя­тий. Количество установленной печатной техники уменьшилось, в модернизации производства действующих типографий доминировали процессы дооборудования отдельных технологических процессов и приобретение цифровых печатных машин различного назначения.

Колебания национальной валюты по отношению к доллару стали следствием скачкообразного повышения цен на бумагу и картон для печати. По словам участников рынка, в декабре 2014 г. и январе 2015 г. поставщики бумажной продукции меняли прайсы для типографий еженедельно.

Тем не менее проверка Федеральной антимонопольной службы России нарушений в сфере ценообразования на рынке не выявила. Ревизия показала, что с ноября 2014 г. по февраль 2015 г. увеличение стоимости газетной бумаги для внутренних потребителей у разных производителей составило от 2,15 до 7,8%. Максимальный рост экспортной цены составил 25% — такой подъем зафиксирован на продукцию ЦБК «Волга».

Печатная продукция исчезает

«Целлюлозно-бумажные комбинаты пытаются максимально конвертировать в валюту подешевевшие ресурсы и выровнять внутренние цены с европейскими по текущему курсу», — писал министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров в декабре 2014 г. председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Он подчеркнул, что в результате создается реальная угроза коллапса в печатной отрасли — снижение объемов выпуска полиграфической продукции, сокращение персонала редакций СМИ, не исключены и серьезные проблемы с закупкой учебной литературы.

Ряд экспертов считают, что к концу текущего года может закрыться от 30 до 50% печатных СМИ. При этом книжное производство упадет на 15—20%. Чтобы не дать сбыться самым пессимистичным прогнозам, Президент РФ Владимир Путин в начале года поручил органам исполнительной власти субъектов Федерации поддержать распространение книг и периодической печатной продукции.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в 2015 г. направит около 400 млн руб. в качестве субсидий для региональных печатных СМИ на реализацию социально значимых проектов и в два раза увеличит финансирование литературно-художественных журналов. Поддержать рынок печатной продукции решило и ­ФГУП «Почта России» — оно снизило пороговые тиражи региональных изданий для получения 17-процентной скидки на доставку периодической печати.

Сокращение рынка будет сопровождаться ускорением перехода целого ряда печатных СМИ и книжных изданий в цифровой формат на электронных носителях. Но говорить о полном отказе от бумажных носителей информации пока не приходится. «Все крупные издательские дома сейчас являются медийными компаниями, имеющими в портфеле мультиплатформенные активы и цифровые проекты. Однако рост выручки от цифровых продуктов не покрывает потери в продаже принта, который по-прежнему составляет львиную часть бизнеса издательских домов», — говорится в докладе печатного ведомства.

Россияне не готовы к отказу от бумаги

Чиновники считают, что, несмотря на ряд трудностей, печатная пресса до сих пор остается очень стабильным, востребованным медиа с самым высоким уровнем доверия. По их мнению, цифровые технологии не вытеснят, а наоборот, будут содействовать продвижению бумажного носителя. Это подтверждают данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показавшего, что аудитория электронной прессы быстро растет, но 73% опрошенных по-прежнему не готовы отказаться от чтения печатной ­периодики.

С той или иной периодичностью печатные СМИ просмат­ривают три четверти россиян (77%): в том числе 12% — ежедневно, 31% — два-три дня в неделю, 26% — пару раз в месяц, 8% — хотя бы несколько раз в год. Интернет-версии печатных изданий пользуются меньшей популярностью — к ним обращаются 58% опрошенных (однако доля ежедневной аудитории выше, чем у бумажных аналогов, — 18%).

Каждый второй россиянин (51%) предпочтет прочесть заинтересовавшую его статью в печатном, нежели в элект­ронном издании (в 2013 г. — 58%). В свою очередь, 34% скорее сделают выбор в пользу публикации в Сети.

Только 17% респондентов заявили, что смогут полностью перейти на чтение электронных версий изданий в ­интернете.

Под влиянием отрицательной динамики продаж и рекламных сборов издатели будут стремиться использовать все возможные каналы дистрибуции контента печатного издания. Однако профессионально подготовленный интеллектуальный продукт в печатном издании не потеряет своей значимости. Просто до потребителя он будет доходить различными способами, в том числе с применением передовых цифровых технологий, например, через социальные сети.

К сведению

Российские библиотеки продолжают терять аудиторию

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какие форматы книг читают россияне, как давно были в библио­теке и что, по мнению наших сограждан, станет с книгохранилищами через 10—15 лет.

Исследование показало, что популярность печатной литературы снижается, тогда как электронные форматы, напротив, используются все чаще. Так, в 2011 г. традиционные бумажные книги предпочитали всем другим почти две трети россиян (62%), а сегодня эта доля снизилась до 47%. С электронными книгами ситуация обратная: если четыре года назад чаще всего литературные произведения в данном формате читали 9%, то сегодня вдвое больше — 17%. Аудиокниги чаще других форматов, как правило, выбирают только лишь 4% опрошенных, тогда как 61% вовсе их не используют.

В библиотеках когда-либо бывали девять из десяти россиян (89%), однако две трети (63%) — более двух лет назад (в 2009 г. эта доля составляла 50%). Один-два года с момента визита прошло у 9%, около года — у 5%. Еще 2% ходили в книгохранилища в последние полгода, 10% — не более двух-трех месяцев назад.

Редкие походы в библиотеки респонденты объясняют прежде всего нехваткой свободного времени — об этом говорят 33% тех, кто был там более полугода назад (77%) или никогда (5%). У каждого четвертого нет необходимости в посещении книгохранилищ в связи с тем, что литературу он читает и/или скачивает в интернете (23%) — за шесть лет эта доля выросла в три раза (с 7% в 2009 г.). Другие же предпочитают купить понравившееся произведение (20% — рост с 12% в 2009 г.) или уже имеют обширную домашнюю библиотеку (18% — с 9%, соответственно). При этом в качестве причины реже стали указывать на нелюбовь к чтению (12% против 17% в конце «нулевых»).

Для привлечения посетителей в книгохранилища, по мнению наших сограждан, в первоочередном порядке необходимо обновить книжный фонд (28%), обеспечить доступ к электронным версиям изданий через интернет (26%), оборудовать читальные залы компьютерами с доступом в Сеть (26%). Также полагают, что следует организовать в библиотеках кружки и лекции (24%), распространять рекламную информацию о пользе чтения (23%).

Две трети россиян (64%) не верят, что через 10—15 лет библио­теки с печатными книгами могут исчезнуть. Обратного мнения придерживаются 30% респондентов: они полагают, что привычные нам библиотеки в ближайшие одно-два десятилетия прекратят свое существование. Чаще других данную точку зрения разделяют жители Москвы и Санкт-Петербурга (41%).