Налоговые гонения на выплаты при увольнении

| статьи | печать

С этого года споры по вопросу учета выплат при увольнении по соглашению сторон при расчете налога на прибыль решены. ­Теперь такие компенсации прямо предусмотрены в составе расходов на оплату труда. Однако вывод, содержащийся в Определении ВС РФ от 17.06.2015 № 305-КГ15-6019, дал новый виток для дискуссии.

Суть дела

В 2010—2011 г. компания выплатила своим сотрудникам, трудовой договор с которыми расторгла по соглашению сторон, компенсации в размере около 137 млн руб. В ходе выездной проверки инспекция пришла к выводу, что такие выплаты не учитываются при расчете налога на прибыль. Обоснование:

  • указанные компенсации не связаны непосредственно с выполнением работниками своих обязанностей в рамках трудовых отношений;
  • ТК РФ не предусматривает выплату компенсации в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон;
  • данные расходы не могут быть признаны экономически оправданными затратами, поскольку не направлены на получение дохода.

Исходя из этого фирме доначислили чуть более 27 млн руб. налога на прибыль. Компания оспорила это решение в суде. Но прежде чем перейти к выводам, которые сделали арбитры, напомним историю законодательного регулирования налогообложения компенсаций при увольнении по соглашению сторон (так называемых отступных), позиции судов и контролирующих ведомств.

Историческая справка

Трудовой кодекс не обязывает работодателя выплачивать отступные при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Но это не означает, что компания не вправе это сделать. Другой вопрос: возможно ли учесть эти выплаты для целей налогообложения прибыли? И этот вопрос долгое время оставался спорным.

До 2015 г. у работодателей было два варианта обоснования учета выплаченных отступных в налоговых расходах. Первый: на основании п. 3 ст. 255 НК РФ, как начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, производимые в соответствии с законодательством РФ. Второй: на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Оба варианта использовались во взаи­моувязке с ч. 3 ст. 57 и ч. 4 ст. 178 ТК РФ. Первая норма говорит о правовом режиме приложений и допcоглашений к трудовому договору, вторая позволяет предусмотреть в трудовом или коллективном договорах случаи, не поименованные в ТК РФ для выплаты выходных пособий.

Практика показала, что первый вариант имеет существенные изъяны. Увольнение не подразумевает стимуляцию работника на трудовые подвиги, а потому приравнивать отступные к выплатам стимулирующего или компенсационного характера нельзя (постановление ФАС Московского округа от 22.08.2013 № А40-147336/12-115-1029). При этом второй вариант обоснования показал свою жизнеспособность и был принят арбитрами (постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 № Ф05-6899/2014).

При этом Минфин России еще шесть лет назад, в письме от 07.12.2009 № 03-03-06/1/789, пришел к выводу, что отступные вполне можно учитывать, если они предусмотрены каким-то одним из нижеперечисленных до­кумен­тов:

  • трудовым договором или дополнительным соглашением к нему, являющимся неотъемлемой его частью;
  • коллективным договором.

Налоговые органы были более категоричны в своих разъяснениях. Так, в письме ФНС России от 28.07.2014 № ГД-4-3/14565@ налоговики поддержали позицию Минфина России. Но от себя добавили, что «не все выплаты, вытекающие из исполнения налогоплательщиком обязательств по трудовым правоотношениям, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль». И предложили два критерия, одновременное соблюдение которых позволит работодателю включить отступные в состав расходов на оплату труда: формальный (отражение выплат в коллективном или трудовом договоре или в соглашении которое является неотъемлемой частью последнего) и фактический (производственный характер выплат и наличие связи этих выплат с режимом работ и условия­ми труда работника).

Старые веянья на новый лад

К счастью налогоплательщиков, спорный вопрос был решен в их пользу благодаря поправкам, внесенным в п. 9 ст. 255 НК РФ. С 1 января 2015 г. к расходам на оплату труда относятся начисления увольняемым работникам, в том числе выходные пособия, которые предусмот­рены не только трудовыми договорами, но и любыми соглашениями сторон при расторжении отношений.

Огорчает лишь то, что налоговые органы еще 2,5 года смогут проверять прош­лые периоды, когда вопрос о налогообложении отступных не был решен на законодательном уровне. Поэтому, вооружившись упомянутым письмом ФНС России, инспекторы вполне могут исключить из состава расходов отступные, не прописанные в коллективных договорах или указанные в соглашениях, которые не являются неотъемлемой частью трудового договора, а также те выплаты, которые, на их взгляд, производственно не обоснованы.

Вернемся к рассматриваемому спору. Три инстанции отказали фирме в признании расходов, поскольку:

  • выплаты не направлены на получение дохода обществом;
  • соглашение сторон о расторжении трудового договора является основанием для прекращения договора, а не тем соглашением, которое бы являлось частью трудового договора (дополнением к нему);
  • выплаты не связаны с исполнением работниками обязанностей в рамках трудовых договоров, следовательно, не являются расходами на оплату труда.

Ссылку общества на то, что с этого года п. 9 ст. 255 НК РФ действует в новой редакции, арбитры отклонили с такой формулировкой: «Изменения в налоговом законодательстве предоставляют право налогоплательщикам с 01.01.2015 учитывать в составе расходов на оплату труда суммы выходных пособий, порядок выплат которых установлен стать­ей 178 Трудового кодекса Российской Федерации, а не отнесения на расходы денежных компенсаций при увольнении по соглашению сторон, выплаты которых не предусмотрены трудовым законодательством».

Отметим, что аналогичный вывод содержится в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 15.05.2015 № Ф04-17222/2015.

На наш взгляд, за вышеприведенным выводом судов кроется намерение сохранить условие о соответствии выплат производственному критерию, обязательную связь приложений (соглашений) о расторжении и трудовых договоров, указание на отступные в локальных актах организации. Рекомендации: выплачивая отступные, как минимум нужно проверить, является ли соглашение неотъемлемой частью трудового догово­ра. Не лишним будет также разработать в компании Положение о выплатах при увольнении или сделать его частью Положения об оплате труда.