Промышленность падает, не теряя оптимизма

| статьи | печать

Отчетные показатели Росстата за май нынешнего года опять разошлись с данными опросов топ-менеджеров промышленных компаний. Статистическое ведомство зафиксировало снижение индекса промпроизводства на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Индекс же предпринимательской уверенности остался на уровне апреля.

Индекс промышленного производства в мае текущего года, сообщил 16 июня Росстат, продолжил снижение и составил 94,5% по сравнению с маем 2014 г.

Более оптимистично выглядит индекс промпроизводства за январь — май (97,7%). Здесь, впрочем, явно сказывается влияние данных за три месяца текущего года, когда динамика индекса выглядела прилично по сравнению с показателями прош­лого года: январь — 100,9%, февраль — 98,4% и март — 99,4%.

По вполне понятным причинам менее выражено снижение индекса промпроизводства в мае по сравнению с апрелем — 98,6%. И совсем неплохо смотрится индекс, скорректированный с учетом сезонного и календарного факторов (99,4%).

Для производителей электроэнергии, газа и воды май оказался тяжелым. Индекс производства по сравнению с уровнем апреля 2015 г. составил 80,1%. Однако, по мнению экономис­тов, определенное влияние тут оказал сезонный фактор. Поэтому по отношению к показателям последнего месяца весны прошлого года снижение было малозаметным (98,6%).

В обработке индекс производства продемонстрировал стремительное снижение в мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (91,7%). Но по отношению к апрелю этого года сокращение составило всего лишь 1%, что дает хрупкую надежду на близость «дна», после которого может наступить стабилизация тренда.

В добывающих компаниях сокращение производства в мае к уровню прошлого года было минимальным (99,1%), а по отношению к показателям апреля текущего года статистики даже зафиксировали рост — 103,2%.

Глубоких провалов не ожидается…

Результаты майского опроса Росстата руководителей крупных и средних промышленных предприятий, по оценке ученых ВШЭ, не показывают признаков ускорения спада индустрии по сравнению с предыдущим месяцем. Сезонно откорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) по промышленности в целом в мае повторил апрельское значение, составив –7%.

Доля респондентов, сообщивших о росте производства по сравнению с предыдущим перио­дом, второй месяц подряд составляет 18%. При этом 64% топ-менеджеров сообщили о сохранении объемов производства на апрельском уровне.

Уровень спроса на продукцию своих предприятий как недостаточный оценили 38% руководителей. При этом 60% участников опроса посчитали его достаточным и соответствующим сегодняшней экономичес­кой ситуации и складывающейся конъюнктуре.

Ситуация на рынке труда находится в рамках понижательного тренда последнего года с небольшим фоновым ухудшением. На 16% предприятий прои­зошло сокращение персонала, около 10% увеличили численность, а три четверти респондентов сообщили о сохранении количества работников на уровне апреля.

В мае продолжилось ухудшение финансовой составляющей на крупных и средних промышленных предприятиях. Об этом сообщили почти четверть респондентов. На одном из десяти предприятий финансовая ситуация улучшилась, а на 65% из общей выборки сохранилась на уровне предыдущего месяца.

Опрос статведомства зафиксировал заметное снижение как текущих темпов роста цен, так и инфляционных ожиданий. Причем это снижение относится как к «своим» ценам — на отгруженную продукцию, так и «чужим» — на сырье и материалы.

Если в феврале о росте цен реализации продукции сообщили 25% респондентов, то в мае это констатировали лишь 15% опрошенных. В ближайшие три-четыре месяца намерены повысить свои цены 24% респондентов. В феврале 2015 г. рост цен в ближайшей перспективе ожидали почти 30% руководителей.

Средний уровень загрузки мощностей в целом по промышленности сохранил апрельское значение, составив 61%.

Прогнозы «капитанов» отечественной индустрии на ближайшие три-четыре месяца не отличаются оптимизмом, но и глубоких провалов они не ожидают. «Видимо, как минимум до начала осени ключевые показатели делового климата в промышленности принципиально не изменятся, сохранив значение апреля 2015 г. с небольшим сокращением темпов спада», — делает вывод руководитель Центра конъюнктурных исследований «Вышки» Георгий Остапкович.

…но инвестиционная активность снижается

Индекс PMI в промышленнос­ти, рассчитываемый эконо­мистами HSBC, в мае был более близок к динамике, которую показали отчетные данные Росстата.

Совокупный индекс PMI вырос на 0,8 п.п. (до 51,6), что стало максимумом с конца 2013 г.
Однако улучшение деловой активности шло неравномерно. Рост в секторе услуг (с 50,7 до 52,8) сопровождался усилением спада в обработке (с 48,9 до 47,6).

«Компании обрабатывающей промышленности продолжили сообщать о сокращении производства, новых заказов и занятости, — комментирует ситуацию руководитель Цент­ра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. — При этом особенно тяжелое положение сложилось у производителей инвестиционных товаров. Антирекорд шести лет, удерживающийся второй месяц подряд, подтверждает наши ожидания углубления спада инвестиционной активности. Мы прогнозируем, что сокращение инвестиций в 2015 г. достигнет 10% год к году. В таких условиях трудно ожидать уверенного восстановления промышленности».

Еще одним тревожным сигналом стало снижение в апреле 2015 г. профицита торгового баланса, которое достигло 24% год к году. Если сокращение экспортных доходов (–34% год к году) является отражением низких цен на нефть, то снижение стоимости импорта (–40% год к году) в основном объясняется сокращением физичес­ких объемов поставок. «Хотя сейчас падение импорта поддерживает рост с точки зрения статистических эффектов, оно сулит ухудшение перспектив роста экономики, — считает эксперт ЦМИ Юлия Сонина. — В структуре импорта сокращение поставок инвестиционных товаров в январе — апреле существенно превысило 40% год к году. Без них рассчитывать на значительный и устойчивый рост инвестиций, производительности труда и развития технологий не стоит».