Минфин планирует в течение семи лет перевести всех на применение ККТ, передающей данные о выручке в налоговые органы

| статьи | печать

На днях на портале www.regulaition.gov.ru в рамках процедуры публичных обсуждений Минфин России разместил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект). На 22 страницах проекта содержатся, по нашему мнению, фундаментальные изменения в системе контроля за расчетами в России. Если ранее ККТ использовалась при расчетах наличными денежными средствами, то теперь ее будут использовать и при расчетах электронными средствами платежей. Помимо этого данные о расчетах будут в конечном итоге передаваться в налоговые органы. Само министерство оценило степень регулирующего воздействия предлагаемых им изменений как низкую и предоставило нам с вами всего 15 дней на высказывание своих предложений и замечаний к проекту, то есть до 24 июня 2015 г.

В целях распространения действия закона о применении ККТ не только на расчеты наличными средствами, но и на расчеты с использованием электронных средств платежа Минфин перво-наперво предлагает поменять наименование закона. Был Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а станет — «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа».

Изменения будут внесены в шесть из десяти действующих статей закона, точнее, они все будут изложены в новой редакции. При этом речь идет об основных нормах закона, поэтому, с нашей точки зрения, было бы правильнее принять новый закон. Помимо этого закон будет дополнен четырьмя новыми статьями. Обо всем по порядку.

Полностью меняется понятийный аппарат закона о ККТ

Министерство предлагает изложить в новой редакции ст. 1 закона, устанавливающую основные понятия, используемые в нем. А в редакции проекта — еще и определяющую общие положения его применения.

В действующем законе о ККТ даны всего восемь определений основных понятий: контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; наличные денежные расчеты; фискальная память; фискальный режим; фискальные данные; Государственный реестр контрольно-кассовой техники; платежный терминал; банкомат. В арсенале нового понятийного аппарата проекта находятся 27 понятий. Причем только два из них используются сейчас: банкомат и платежный терминал. Правда, и они в новой редакции будут откорректированы.

В остальном никаких совпадений.

Текст статьи 1 закона предлагается дополнить, например, такими новыми понятиями:

  • автоматизированная сис­тема для бланков строгой отчетнос­ти — контрольно-кассовая техника, осуществляющая печать бланков строгой отчетности на бумажных носителях, а также их формирование в виде элект­ронных документов;
  • база фискальных данных — совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей оператору фис­кальных данных, защищенных от доступа третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных;
  • бланк строгой отчетнос­ти — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, выполненный рукописным способом или отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности на бумажном носителе, в том числе на типографском бланке (за исключением расчетов, указанных в п. 8 настоящей статьи), а также сформированный этой автоматизированной сис­темой в виде электронного документа, содержащий сведения о расчетах при оказании услуг и подтверждающий факт осуществления расчета между пользователем и покупателем (клиентом);
  • кассовый чек — первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе (за исключением расчетов, указанных в п. 8 настоящей статьи), а также сформированный в виде электронного документа в момент оплаты товара (работы, услуги), содержащий сведения об этих расчетах и подтверждающий факт осуществления расчета между пользователем и покупателем (клиентом);
  • ключ фискального признака — ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака, созданный с использованием мастер-ключа;
  • контрольно-кассовые машины — контрольно-кассовая техника, осуществляющая печать кассовых чеков на бумажных носителях, а также их формирование в виде электронных документов;
  • контрольно-кассовая техника — электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, формирующие электронные документы со сведениями о расчетах, обеспечивающие запись таких сведений в фискальные накопители и их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также печать документов с этими сведениями на бумажных носителях в виде кассовых чеков или бланков строгой отчетности в соответствии с правилами, установленными настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
  • мастер-ключ — ключевой документ для создания серии ключей фискального признака, а также для проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключа фискального признака из этой серии.

Снижения административной и финансовой нагрузки на бизнес ждать не приходится

Создание современной автоматизированной системы контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, по мнению Минфина России, о чем он написал в пояснительной записке к законопроекту, «позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ, исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ, сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ».

Да, возможно! Но на смену им приходит обязанность организации и индивидуального предпринимателя помимо бумажного кассового чека (бланка строгой отчетности) по требованию покупателя (клиента) дополнительно передавать ему копию кассового чека (бланка строгой отчетности) в виде элект­ронного документа в незашифрованном виде при условии предоставления покупателем (клиентом) адреса электронной почты, на который она должна быть передана. А это затраты, которые никто даже не удосужился оценить, например, для какого-нибудь крупного магазина с многотысячным количеством покупателей, если они все разом решат попросить выслать им копии своих чеков. Здесь, безусловно, не идет речь об интернет-магазинах, где при оформлении заказа поле с элект­ронным адресом является обязательным реквизитом, по указанному адресу поступает информация по исполнению заказа. Но, например, ИКЕА или «Ашану» для исполнения этой обязанности придется потратить деньги на программное обеспечение, сервера, трафик, персонал, который будет все это обслуживать. Разве эти затраты сопоставимы с теми нагрузками, о которых говорит Минфин России в своей пояснительной записке? А про малые торговые предприятия вообще говорить не приходится, программы стоят столько, что им не под силу автоматизировать данные процессы. И они вынуждены будут исполнять эту обязанность вручную. А это трудозатраты и расходы на трафик, содержание компьютерной техники.

Да, конечно, разработчик может сказать: нет проблем, в проекте есть решение — поручить передачу покупателям (клиентам) копий кассовых чеков (бланков строгой отчетнос­ти) в виде электронных документов оператору фискальных данных. Но ведь это не бесплатно! И потом, у нас в стране стоит задача искусственно создать очередной рынок навязанных услуг? Может, лучше обойтись одной обязанностью — выдать бумажный чек или бланк строгой отчетности? Тем более что система документооборота сейчас налажена. И с защитой прав покупателей в действующей системе все в порядке, да и на информацию о выручке, которая будет автоматически поступать в налоговые органы, она не повлияет. Ведь чек-то пробит! Вот если бы для интернет-магазинов сделали элект­ронные бланки строгой отчетности или кассовые чеки вместо бумажных, так это, думаем, было бы хорошо. Но об этом лучше их спросить.

Тем более что Минфин России предлагает копию кассового чека (бланка строгой отчетности), полученного покупателем (клиентом) в виде электронного документа, в том числе распечатанную им самостоятельно на бумажном носителе, приравнивать к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии наличия сведений об этом кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в базе фискальных данных оператора фискальных данных.

Для организаций и предпринимателей — плательщиков ЕНВД никаких исключений

Сфера применения закона также изменится.

Во-первых, будут пересмот­рены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо своего местонахождения могут не применять ККТ. Из них исключены продажа лотерейных билетов и торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли.

Во-вторых, никаких послаб­лений в проекте не предусмот­рено для организаций и пред-
принимателей — плательщиков ЕНВД и индивидуальных предпринимателей, находящихся на патентной системе налогооб­ложения. Напомним, что сейчас они в силу п. 2.1 ст. 1 закона о ККТ могут осуществ­лять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Если проект будет принят, то с 1 января 2016 г. они будут обязаны использовать ККТ.

Переходные моменты

Контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 1 января 2016 г., будет применяться до момента истечения установленного изготовителем срока полезного использования такой контрольно-кассовой техники, исчисляе­мого с момента ее первой регистрации в налоговой органе, но не более семи лет с момента ее первой регистрации в налоговом органе.