Бизнес и власть попытались найти общую стратегию

| статьи | печать

Предприниматели, чиновники и эксперты обсудили стратегию развития отечественной индустрии на конференции «Страна живет, когда работают заводы», организованной ОНФ. Бизнес жаловался, что государство не определило четкие цели, на которые могут ориентироваться промпредприятия. Чиновники советовали посмотреть на 20 отраслевых планов импортозамещения, в которых прописаны 2000 приоритетных видов продукции. Эксперты считают, что эти приоритеты устарели.

Неопределенность экономичес­кой ситуации сегодня, как показывают опросы Росстата и бизнес-омбудсмена, становится одной из острых проблем, которые тревожат предпринимателей. «У бизнеса есть потребность в понимании того, куда и как развивается наша экономика, что нужно выстроить стратегии, в соответствии с которыми мы будем строить свои частные планы», — подчерк­нул уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Приоритеты устарели

Ясные ориентиры для своей работы промышленные предприя­тия могут найти, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в 20 отраслевых планах импортозамещения. Они охватывают 2000 наименований приоритетных видов продукции.

«Отраслевые планы импортозамещения согласованы на региональном и, что самое главное, на межотраслевом уровне. Крупнейшие профильные компании, например „Газпром“, „Роснефть“, „Сибур“ акцептовали соответствующие планы. И по каждому из направлений те объемы и сроки, которые заложены в документах, будут обеспечены конкретными российскими компаниями, — отметил г-н Мантуров. — В 20 отраслевых планах у нас охвачено около 2000 образцов промышленной продукции в рамках 4000 проектов. В первую очередь они касаются судострое­ния, авиапрома, радиоэлект­роники, машиностроения, станкостроения. По данным приоритетным направлениям мы видим целесообразность создания центров компетенций, которые необходимы для развития межотраслевой кооперации».

Сейчас идет отбор проектов для финансовой поддержки из средств Фонда развития промышленности. Уже выбраны около десяти проектов, ориентированных на импортозамещение в приоритетных отраслях. В случае недостаточности средств Фонда для отобранных приоритетных проектов, нуждающихся в господдержке, можно использовать и другими инструменты, предусмотренные Федеральным законом «О промышленной политике», вступающим в силу 1 ­июля 2015 г.

Помимо государственных средств проекты потребуют финансирования за счет внебюджетных источников. И государство, пообещал Д. Мантуров, будет заинтересовывать компании, стимулируя спрос на импортозамещающую отечественную продукцию через госзакупки и регуляторные меры.

Представители бизнеса и экспертного сообщества более пессимистично оценивают стратегические ориентиры, сформулированные Минпромторгом. Общероссийский народный фронт (ОНФ) провел круглые столы по вопросам импортозамещения во всех регионах России. Участники дискуссий, по словам председателя Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ Кирилла Варламова, отмечали, что сейчас в промышленной политике нет приоритетов и она не синхронизирована на регио­нальном уровне. «Приоритеты промышленного развития, которые опубликованы на сайте Минпромторга, устарели, если говорить про планы импортозамещения, они очень широкие — непонятно, что с ними делать», — посетовал г-н Варламов.

Импортозамещение, по оценке экспертов ОНФ, целесооб­разно разделить на два вида: срочное и стратегическое. Во втором случае необходимо делать ставку на отрасли, которые традиционно сильны в России, причем подход должен быть комплексным. «Необходимо не просто давать деньги предприятиям. Нужно преду­смотреть налоговые, таможенные преференции. В конце концов, нужны заградительные меры в сертификации», — перечислил необходимые меры К. Варламов.

Денег как не было, так и нет

Банковская система должна быть нацелена на стимулирование реального сектора экономики, уверены участники конференции. Пока же банки стремятся получить максимум прибыли при минимуме рисков.

«Сегодня очень трудно обес­печить залоговую базу для получения кредита, из-за чего банки часто отказываются кредитовать предприятия», — прокомментировал ситуацию директор кондитерской фабрики «Любимая Кубань» Константин Брыкин.

«У банков свои подходы и критерии, Например, они требуют в залог абсолютно ликвидные активы вроде особняков в Моск­ве, которых у промышленников нет, — пожаловался сопредседатель „Деловой России“ Сергей Недорослев. — И с этим ничего не сделаешь, если не поменять вместе с ЦБ все эти конструкции и подходы».

«Средний процент кредита составляет 23—24%, что для многих предприятий — непосильная финансовая нагрузка, — продолжил тему К. Брыкин. — Еще одна проблема — сроки кредитов, которые не превышают два-три года. А сроки окупаемости многих промышленных проектов составляют 10—15 лет».

«При существующих труднос­тях в доступе к кредитным ресурсам предприятиям остается рассчитывать либо на ограниченные собственные средства, либо на источники взаимного кредитования», — заметил предприниматель.

Денежно-кредитная политика Центрального банка, нормативные требования к кредитным учреждениям должны, по мнению промышленников, учитывать особенности индустриального производства.

«И губернаторы, и федеральные власти любят производство, потому что, однажды построив завод, они надолго обеспечивают регион налогами и рабочими местами, — подчерк­нул С. Недорослев. — Но когда начинается кризис, вся ликвидность почему-то накачивается в банки, и никто не следит за тем, насколько она доводится до промышленности».

«По итогам обсуждения складывается ощущение, что работы в финансовой сфере делается много, а денег как не было, так и нет», — сделал вывод депутат Госдумы Виктор Климов. Поэтому важнейшим источником финансирования компаний реального сектора должен стать бюджет, убежден г-н Климов. Именно так была заложена в 1990-х гг.основа инновационного роста экономики Финляндии. А нам многому можно научиться у наших северных соседей.