Интернет-магазины переводят складские процессы на аутсорсинг

| статьи | печать

Нестабильная экономическая ситуация подтолкнет участников российского рынка интернет-торговли к оптимизации своих затрат, в частности, к переводу на аутсорсинг складских процессов. К такому выводу пришли эксперты компании J’son & Partners Consulting. По их оценке, несмотря на прогнозируемое пятипроцентное падение интернет-продаж, внутренний рынок фулфилмента в текущем году увеличится до 8,2 млрд руб. против 7,8 млрд руб. в прошлом году, а к 2018 г. достигнет 13,3 млрд руб.

Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией объем рынка интернет-торговли в 2015 г. снизится на 5%. К 2016 г. эксперты ожидают небольшое восстановление, а к 2017 г. — рост рынка более чем на 20%. Средний рост рынка (CAGR) в 2010—2014 гг. был равен 40,2%. В 2014—2018 гг. CAGR будет на уровне 8,9% в год, предполагают аналитики.

В условиях экономической нестабильности на рынке онлайн-торговли сохранится тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов, а развитие розничного присутствия участников рынка замедлится. При этом многие магазины продолжат расширять свой ассортимент, и доля гипермаркетов в общей структуре рынка будет постепенно увеличиваться.

Ослабление рубля негативно отразится на развитии трансграничной торговли. Еще один сегмент, который попадет под сокращение, — купонные сервисы. А вот категории «Автозапчасти», DIY («Строительство и ремонт своими руками») будут расти быстрее рынка, так как наблюдается увеличение интернет-проникновения и сокращение розничного присутствия игроков.

Учитывая, что один из драйверов рынка — развитие мобильного интернета, в ближайшие годы игроки продолжат развивать мобильные приложения.

Отдельное внимание в условиях экономической нестабильности игроки будут уделять оптимизации своих затрат. В западных странах участники рынка дистанционной торговли все чаще передают непрофильные процессы на аутсорсинг, в то время как в России данная тенденция только зарождается. Одним из таких процессов является фулфилмент — ряд логистических процессов, таких как приемка, хранение, комплектация, сортировка, упаковка, маркировка, отгрузка товара и обработка заказов.

По прогнозам экспертов J’son & Partners Consulting, к 2018 г. рынок фулфилмента достигнет 13,3 млрд руб. Для сравнения: в прошлом году его объем составлял 7,8 млрд руб.

Несмотря на раннюю стадию развития рынка, он является достаточно сегментированным, и его объемы в количественном выражении не превышают 80—100 млн отправлений физическим лицам. На российском рынке насчитывается около 60 компаний, предлагаю­щих услуги аутсорсингового фулфилмента, однако десять крупнейших из них проводят основную часть всех операций. По оценке отраслевых экспертов, в настоящее время с помощью фулфилмент-операторов доставляется 10—15% товаров, в то время как в развитых странах эта цифра превышает 50%.

Как пояснил «ЭЖ» Алексей Жуков, директор по маркетингу SPSR Express, современные экономические условия активно способствуют формированию и увеличению спроса на услуги аутсорсингового фулфилмента. Это связано с двумя факторами — продолжающимся ростом количества игроков дистанционной торговли, в том числе и за счет перехода к стратегии омниканальности офлайновых ретейлеров, и с тем, что в кризисный период интернет-магазины более тщательно подходят к оценке собственных издержек на инфраструктуру исполнения заказов. Передача функции фулфилмента на аутсорсинг помогает им сосредоточиться на основной компетенции — продажах.

Другими словами, в текущих условиях управление собственными фулфилмент-мощностями несет неоправданные рис­ки роста издержек, связанных как с недозагрузкой, так и с перегрузкой существующей инфракструктуры. Поэтому решение о переходе на аутсорсинг приобретает все большую популярность не только у крупных компаний дистанционной торговли, но и у небольших интернет-магазинов, стартапов.

Кроме экономической составляющей, к плюсам перехода на аутсорсинговый фулфилмент эксперт отнес минимизацию ошибок, связанных с комплектацией товара, а также сокращение сроков доставки товаров конечному потребителю. Ведь одним из главных факторов, влияющих на скорость доставки товара, является именно сбор заказа.

Вместе с тем среди основных преимуществ аутсорсингового фулфилмента участники рынка называют снижение капитальных затрат, вложений в ИТ, склад, сокращение издержек на персонал, возможность отслеживания KPI и диверсификацию рисков. Также среди плюсов складского аутсорсинга можно выделить повышение качества и скорости формирования готовых отправлений и предоставление клиентам выбора вида доставки и оплаты товара.

Основными недостатками такого способа оптимизации затрат являются зависимость от фулфилмент-оператора, информационные риски и наличие дополнительного звена в цепи поставки, которое тормозит обработку рекламаций.