Исторический зарплатный рекорд России

| статьи | печать

Подведены итоги развития российской экономики в апреле. По оценке Минэкономразвития, ВВП в годовом выражении снизился на 4%, то есть гораздо сильнее, чем в I квартале, когда было снижение на 1,9%. Есть в статис­тике и другие, неожиданно удручающие, результаты: к примеру, розничная торговля снизилась на 9,8% в годовом выражении.

Розничные вклады выросли на 3% за четыре месяца нынешнего года, а если взять отдельно рублевые вклады — то на 6%, но одновременно банки продолжали сокращать розничные и корпоративные кредитные портфели: с начала года они снизились соответственно на 4 и 3%. Но, по мнению аналитиков Альфа-банка, все-таки главный сюрприз банковской статистики за апрель в том, что если ранее приток депозитов позволял банкам сокращать задолженность перед ЦБ, то в апреле этого не произошло.

Однако Альфа-банк считает, что апрельская статистика может быть одинаково убедительно использована как для оптимистического, так и пессимистического взгляда на перспективы российской экономики. Пессимизм вызывает ничтожный рост номинальных зарплат — всего на 1% в годовом выражении против 6% в I квартале. По данным «ВТБ Капитала», апрельский процент — худший показатель за всю историю наблюдений. Но судя по общему нисходящему тренду в отраслевых субиндексах рынка труда, рост номинальной зарплаты едва ли замедлится до отрицательных значений.

В апреле падение реальных зарплат россиян в годовом сопоставлении ускорилось до –13,2% против –10,6% месяцем ранее. Это происходит несмот­ря на начавшееся замедление потребительской инфляции и объясняется робостью российской рабочей силы, которая не способна организованно потребовать компенсации снизившейся покупательной способности.

Для российского рынка труда вообще характерна «зарплатная» адаптация к внешним шокам, когда компании предпочитают сокращать заработную плату, нежели увольнять персонал. В перспективе, к счастью, можно ожидать, что экономи­ческая ситуация перестанет так сильно давить на рынок труда — об этой тенденции уже свидетельствует постепенное уменьшение отношения числа заявок к числу вакансий, по крайней мере, таковы данные портала «Хедхантер».

Оптимизма аналитикам Альфа-банка не добавляет и снижение оборонных расходов России на 10% в годовом выражении — после роста на 50% в I квартале. Траты бюджета — один из немногих драйверов роста, любое их сокращение может негативно повлиять на тренд роста во II и III кварталах.

Есть и положительные впечатления: инфляция явно замедляется, к концу года с нынешних 16—17% в годовом выражении показатель опус­тится до 10—11%, что даст сильный позитивный статистичес­кий эффект на траекторию ВВП.

Особенно же Альфа-банк выделяет — как негативный фактор — убыстрившуюся долларизацию российской экономики. Сегмент розничных вкладов, в котором 24% приходится на вклады в валюте, вызывает меньше опасений, чем корпоративный, где доля валюты сейчас составляет 44%. Значит, инвестирование в валюту снова становится более привлекательной стратегией, нежели вложения в реальный сектор. Из-за вполне заметного предпочтения, которое ЦБ отдает более слабому руб­лю (что подтверждается возоб­новлением прямых покупок валюты на рынке и снижением доступности валютного репо), долларизация экономики останется высокой. Упомянутое выше нежелание банков сокращать задолженность перед ЦБ — косвенное подтверждение формирования такого тренда, что ставит под угрозу перспективы скорого исправления экономической ситуации в России, заключают аналитики Альфа-банка.

В обзоре «ВТБ Капитала» и банка ING особенное внимание уделяется резко сократившемуся обороту розничной торговли: –9,8% в годовом выражении против –8,7%, которые фиксировались в марте. Спрос уменьшился и на продовольственные (–9,4%), и на непродовольственные (–10,7%) товары. Ослабление спроса обусловлено, с одной стороны, сокращением реальной заработной платы, а с другой — снижением доступности кредитов из-за ужесточения банками условий кредитования. Вместе с тем, подчеркивают аналитики «ВТБ Капитала», в сегменте товаров не первой необходимости (и продовольственных, и непродовольственных) оборот не стал сокращаться быстрей, и это хороший знак. «ВТБ Капитал» указывает и еще на одно следствие укрепления руб­ля, нежелательное: российские производители начинают рассматривать свою конкурентоспособность в сравнении с зарубежными как временный, а не перманентный фактор.