Минфин России выступает за соразмерность ответственности по госконтрактам

| статьи | печать

Минфин России предлагает внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставить заказчикам право менять размер неустойки, уплачиваемой поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если обязательства по государственному контракту исполнены частично.

В настоящее время в Федеральном законе от 05.04.2013 № ­44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № ­44-ФЗ) не проработан вопрос об изменении размера неустойки, уплачиваемой поставщиками (подрядчиками, исполнителями), если обязательства по контракту час­тично исполнены (например, в случае если контрактом преду­смотрены этапы исполнения и ряд этапов выполнен), что приводит к несоответст­вию размера ответственнос­ти размеру причиненного вреда или убытков.

В связи с этим Минфин России подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», который в настоящее время размещен на портале www.regulation.gov.ru и проходит стадию публичных ­слушаний.

Минфин России предлагает изменить порядок начисления неустойки при неисполнении поставщиком обязательств, взятых на себя по государственному контракту.

В частности, ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предлагается изложить в новой редакции, согласно которой пени будут начисляться от цены контракта или от размера оплаты этапа исполнения контракта, в случае если контрактом преду­смотрены этапы его исполнения, и (или) от размера оплаты неисполненного в срок обязательства, если контрактом предусмотрены отдельные обязательства, к исполнению которых в равной мере могут быть применены условия контракта. Если же контрактом не преду­смотрены этапы его исполнения и не допускается исполнение обязательства по частям, то пени предлагается рассчитывать от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Цент­рального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем.

Что касается штрафов, то здесь тоже предлагаются уточнения ч. 5 ст. 34 Закона № ­44-ФЗ. Сейчас согласно данной норме штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Минфин России предлагает начислять штрафы как за ненадлежащее исполнение, так и за неисполнение заказчиком своих обязательств.

При этом в Закон № 44-ФЗ хотят внести новую норму о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, убытки должны возмещаться в полной сумме сверх неустойки, если иное не установлено законодательством РФ.

Также Минфин России предлагает предусмотреть в Законе № 44-ФЗ возможность устанавливать иной порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта в целях предоставления социальных выплат гражданам либо приобретения товаров, работ, услуг в пользу граждан при реализации социальных гарантий, предусмот­ренных Бюджетным кодексом РФ и правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.