Битва за бутылку: пивоваров оставят без пластика

| статьи | печать

Правительство РФ поддержало законопроект об ограничении использования ПЭТ-тары производителями алкогольной продукции, получивший ранее негативные отзывы от Мин­энерго, Минпромторга и ФАС. Кабмин предложил сократить максимальный объем пластиковых бутылок для алкоголя до 1,5 л с 1 июля 2016 г., а затем поэтапно довести ее максимальный объем до 0,5 л. По данным Сою­за химиков, доля пива на рынке ПЭТ-тары в России составляет около 30%. Потеря такого значительного по объемам рынка сбыта для производителей ПЭТФ (сырья для ПЭТ-тары) станет серьезным ударом для компаний — вплоть до остановки мощностей и оптимизации рабочих мест на предприятиях.

Законопроект № 280796-6, устанавливающий запрет на розничную продажу алкоголя в пластиковых бутылках объемом более 0,5 л, был внесен в Госдуму два года назад, 17 мая 2013 г., и принят в первом чтении спустя год — 10 ­июня 2014 г. В пояснительной записке к документу говорится, что необходимость внесения данных изменений в законодательство связана с угрожающим объемом потребления населением РФ, в первую очередь моло­дежью, слабоалкогольных напитков, включая пиво.

Авторы документа считают, что дешевизна тары способствует доступности алкоголя для населения, а ее объем ведет к росту объема потреб­ления. Доля людей, которые регулярно потребляют пиво, в России составляет сегодня 76%. Всего в структуре продаж алкогольной продукции на пиво приходится 80%. Более половины слабоалкогольных напитков и пива реализуется в ПЭТ-таре. Для сравнения: в Великобритании ПЭТ-упаковка для пива по отношению к другим видам упаковки (стеклянной и металлической) составляет 0,1%, Италии — 0,08%, Бельгии — 0,3%. В Германии, одном из крупнейших потребителей пива, в 2006 г. ПЭТ-упаковка занимала 4% упаковок для пива, в 2011 г. эта доля сократилась до 3,7%.

Средний объем ПЭТ-тары для алкогольных напитков в странах Западной Европы (Германия, Франция, Швейцария, Финляндия) и США составляет 0,33—0,5 л. При этом, по данным Euromonitor International, в Швеции, Ирландии и Нидерландах пиво в ПЭТ-упаковке не продается вовсе. «Ограничение объемов ПЭТ-тары и крепости алкогольной продукции, разливаемой в данную тару, будет способствовать снижению разовой дозы потребления в три-четыре раза, а розлив алкогольной продукции в тару меньшего объема увеличит стоимость алкоголя», — рассчитывают инициаторы поправок.

В правительстве с этими выводами согласились. Как следует из официального отзыва на законопроект, ограничение объема потребительской упаковки алкогольной продукции соответствует Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 г. Кабмин предложил запретить розничную продажу алкоголя в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 л с 1 июля 2016 г., а в дальнейшем поэтапно довести максимальный размер пластиковой бутылки для алкоголя до 0,5 л.

Кроме того, высший исполнительный орган государства посчитал, что нужно предусмот­реть ограничение не только для розничной продажи, но и производства алкогольной продукции в полимерной потребительской таре, а также уточнить допус­тимое процентное содержание этилового спирта.

Россияне лишатся дешевого пива

Идея не сразу нашла поддержку чиновников. Ранее о законопроекте негативно отзывались представители Минэнерго, Минпромторга и ФАС. Так, в антимонопольном ведомстве говорили о том, что снижать уровень потребления алкоголя нужно не путем запрета определенного вида упаковки, а путем применения мер по изменению структуры потребления.

По мнению Общества защиты прав потребителей (ОЗПП), никакого отношения к заботе о потребителях и к борьбе с алкоголизацией населения инициатива не имеет. «Подобные законопроекты — продукт лоббизма производителей крепкого алкоголя и металлургов. Ведь на стеклянные бутылки, в которых продается водка, никто почему-то не собирается обращать внимание. Как и на дорогую алюминиевую тару для пива и слабоалкогольных энергетиков», — пояснил глава ОЗПП Михаил Аншаков. По его словам, в случае принятия ограничений на использование ПЭТ-тары потребителям придется платить больше за тот же самый продукт. Помимо повышения стои­мости алкогольных напитков они столкнутся с ростом цен на безалкогольные продукты в ПЭТ-таре, у производителей из-за резкого сокращения объема производства возрастут издержки, которые будут компенсированы опять же за счет потребителей.

По словам президента компании «Очаково» Алексея Кочетова, в отдаленные районы страны, за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток доставка продукции в другой таре экономически невыгодна и крайне затратна. Да и производители другой упаковки не способны обеспечить необходимыми мощностями пивоваренную отрасль.

Как подсчитали в «Очаково», государство получает 326 руб. налогов с каждого декалитра пива. При запрете ПЭТ рынок пива сократится на 50% (в 2014 г. производство пива составило 766 млн дкл), следовательно, госбюджет недополучит порядка 125 млрд руб. При этом будет уволено более 20 000 человек, и это только в пивоваренной индустрии. Один работник в пивоваренной отрасли обес­печивает работой около десяти работников в смежных отраслях.

Для замещения объемов продукции, выпускаемой в ПЭТ, требуется 8 млрд стеклобутылок. Таких мощностей сегодня нет, поэтому необходимо дополнительно установить 100 линий для производства стек­лобутылок. Стоимость установки одной линии — 4 млн евро. Таким образом, только на установку линий по производству бутылок потребуется 400 млн евро. Также нужно найти помещение под новые технологические линии, обеспечить производство электроэнергией и газом (энергозатраты для производства нужного количества бутылок составляют 3,840 млрд кВт/ч в год).

«Одновременно необходимо переоборудовать производство пивоваренных заводов под розлив пива в бутылки — это еще 80 линий и 320 млн евро. Получаем общую сумму установки линий — 720 млн евро, или более 43 млрд руб.», — подвели итог в «Очаково».

Рынок ПЭТФ готовится к обвалу

По данным Союза химиков, доля пива на рынке ПЭТ-тары на российском рынке составляет около 30%. Потеря такого значительного по объемам рынка сбыта для производителей ПЭТФ (сырья для ПЭТ-тары) станет серьезным ударом для компаний — вплоть до остановки мощностей и оптимизации рабочих мест на предприятиях, считают в отраслевом объединении.

К слову, по данным «СканПласта» компании «Маркет Репорт», в январе — марте потребление полиэтилентерефталата (ПЭТ) в России сократилось на 17% относительно аналогичного периода 2014 г. Всего по итогам I квартала потребление ПЭТ в России составило 129 000 т.

Емкость российского рынка ПЭТ сокращается, но сопровождается ростом объемов наработки ПЭТ. По итогам I квартала производство ПЭТ в России выросло на 18% и составило 121 240 т. В марте в России было произведено 41 900 т гранулята. Традиционно объемы наработки в марте выше, чем в феврале, в связи с большим количеством календарных дней и сезонным фактором.

При этом растет скорость замещения импортных марок. В I квартале 2015 г.импорт ПЭТ в Россию рухнул на 73% к I кварталу 2014 г. и составил лишь 15 000 т. Переработчики отказывались от прямых закупок и сокращали долю импортных марок в портфеле из-за с высокой волатильности курсов. В связи с трудностью прогнозирования цены будущих объемов компании предпочитали покупать гранулят на внут­реннем рынке.

К сведению

Правозащитники просят ввести минимальные цены на пиво

В России необходимо ввести минимальные цены на пиво для устранения с рынка псевдопивных напитков, считают в Национальном союзе защиты прав потребителей. С соответствующим предложением союз обратился в правительство, передает Интерфакс.

По мнению правозащитников, необходимость введения контроля над минимальными ценами на продукцию пивоваров возникла в связи с тем, что под видом пивных напитков на рынке появились напитки, представляю­щие собой смесь воды, спирта, красителя и ароматизаторов. Для их производства, как правило, используется неучтенный спирт неизвестного происхождения, возможно, из непищевого сырья. Кроме того, ради снижения себестоимости производители используют ПЭТ-тару, из которой в алкогольную продукцию выделяется высокотоксичный пластификатор дибутилфталат, поясняется в письме.

По данным Росстата, в 2014 г. в России продано 34,3 млн дкл (дал) пивных напитков. Реальный же объем продаж, по экспертным оценкам, мог составить более 700 млн дал. Таким образом, производители таких напитков недоплатили в бюджет около 120 млрд руб., говорится в письме.

Авторы письма считают, что минимальная розничная цена 1 л пива (или пивного напитка) должна составлять не менее 70 руб., оптовая цена — не менее 60 руб. за 1 л, цена производителя — не менее 55 руб. за 1 л.

В настоящее время в России действуют минимальные цены на этиловый спирт и алкогольные напитки крепостью выше 28 градусов. Принято также решение о госрегулировании цен на вино. Росалкоголь разрабатывает ценовые параметры.